Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Е. Э. Кац
ЧОУ ВО «Институт специальной педагогики и психологии», Санкт-Петербург, Россия
Моторная (экспрессивная) алалия представляет собой одно из самых тяжелых нарушений
речи у детей. На современном этапе изучения этой формы патологии речи достаточно подробно освещены вопросы этиологии, речевой и неречевой симптоматики алалии, однако остается актуальным вопрос о нейрофизиологических механизмах, лежащих в ее основе.
Согласно современным представлениям мозговая организация речевой функции носит дистрибутивный и системный характер. Данные, полученные на основе анализа пространственной организации межрегионального взаимодействия биопотенциалов мозга при выполнении испытуемыми речевых заданий (Цицерошин [и др.], 2000; Цапарина, Шеповальников, 2004; Шеповальников, Цицерошин, 2004; Цапарина, Цицерошин, Шеповальников, 2007), указывают на непременное участие при реализации речевой деятельности обоих полушарий мозга и на наличие значительного усиления межполушарных взаимодействий. Учитывая сложность речевой и неречевой симптоматики моторной алалии, следует ожидать, что данная форма речевой патологии может являться следствием нарушения системной организации межкортикальных взаимодействий.
В настоящем исследовании был проведен многопараметрический анализ электроэнцефалограммы (ЭЭГ) у детей 5—6 лет с моторной алалией (16 человек). Контрольная группа была составлена из клинически здоровых детей соответствующего возраста (21 человек). Регистрация ЭЭГ проводилась на 24-канальном компьютерном электроэнцефалографе «Диана» с непосредственным вводом в РС «Pentium-166» с частотой квантования по каждому из каналов 185 в секунду. Применяли 20 монополярных отведений.
В последовательных эпохах анализа ЭЭГ вычисляли матрицы коэффициентов кросскорреляции между ЭЭГ от всех отведений попарно. Поэлементные значения зарегистрированных корреляционных матриц многоканальной ЭЭГ подвергали усреднению как у каждого из испытуемых, так и в пределах группы. Вычисляли матрицы средних значений коэффициентов корреляции ЭЭГ, матрицы дисперсий коэффициентов корреляции ЭЭГ и интервалы достоверности средних значений коэффициентов корреляции ЭЭГ по критерию Стьюдента (при р < = 0,001).
При всех операциях с коэффициентами корреляции применяли z-преобразование Фишера. Для оценки изменений в пространственной организации ЭЭГ, выявляемых при речевой патологии, производили поэлементное вычитание числовых значений элементов матриц коэффициентов корреляции ЭЭГ, усредненных в пределах контрольной группы, из числовых значений элементов матриц, соответствующих группе детей с алалией. Таким образом формировали разностные матрицы коэффициентов корреляции ЭЭГ, элементы которых отражали измененияпространственной организации ЭЭГ, выявляющиеся при речевой патологии. В каждой ячейке разностных матриц оценивали достоверность изменений коэффициентов корреляции ЭЭГ по критерию t Стьюдента (при р < = 0,001) по отношению к значениям коэффициентов корреляции ЭЭГ в контрольной группе.
Полная версия статьи доступна участникам клуба
Закрытый клуб логопедического портала «ЛОГО-ЭКСПЕРТ». Уделяйте 15 минут в день развитию в любимом деле и через год Вы станете профессионалом. Выберите формат участия в клубе:
авторизуйтесь