Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Максакова Л. В., Баширова Р. Р., Кочина Л. П. Синдром дефицита внимания и гиперактивности [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 115-118. — URL https://moluch.ru/conf/ped/arc...
В последние годы в мире наблюдается рост детской гиперактивности. Что же такое СДВГ?
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью является наиболее распространённым вариантом минимальной дисфункции мозга (МДМ)- нарушения диффузно- церебральной регуляции различных уровней центральной нервной системы, приводящего к нарушению восприятия и поведения, к изменению в эмоциональной и вегетативной системах. При МДМ отмечаются лёгкие расстройства поведения и обучения без выраженных интеллектуальных нарушений [1,4]. С точки зрения нейропсихологии, СДВГ- это одно из проявлений нарушений или искажения становления подкорково- корковых и межполушарных взаимодействий, функциональной специализации правого и левого полушарий [3].
Причины СДВГ различны по происхождению. Среди факторов, вызывающих развитие СДВГ, можно выделить:
- Перинатальные факторы: питание и здоровье матери во время беременности; обезболивание, кесарево сечение и вспомогательные мероприятия во время родов; болезни и травмы ребёнка в раннем возрасте;
- экологические факторы: уровень загрязнения окружающей среды, радиологические и космические исследования и связанные с ними побочные воздействия на окружающую среду, в том числе утечки опасных для здоровья веществ;
- химические факторы: применение в пищевой промышленности генномодифицированных и прочих химических добавок (в том числе входящих в состав искусственных детских смесей, детского питания);
- социальные факторы: неполные семьи, стиль семейного воспитания и образ жизни, многоязычие и увеличение числа обучающихся мигрантов, вредные привычки и различные виды аддикции, современная культура и субкультуры, СМИ, побочные эффекты компьютеризации;
- экономические факторы [2].
Основные критерии СДВГ:
Гиперактивность.
Эти дети чрезвычайно подвижны: они всё время крутятся, бегают, пытаются куда- то забраться, не могут длительное время заниматься одним делом, постоянно ёрзают, вскакивают с места, могут ходить по классу во время урока.
Импульсивность.
Самоконтроль у детей с СДВГ крайне слабый: им сложно соблюдать очерёдность и выполнять правила в играх, они отвечают, не дослушав вопроса, выкрикивают с места, перебивая других, хватают чужие вещи и вмешиваются в разговор или работу находящихся рядом людей. Подчас они не могут предусмотреть последствия своих поступков, так как у них отсутствует чувство страха.
Нарушения внимания.
Такие дети не могут сосредоточиться на уроках, легко отвлекаются на любые раздражители и часто делают слишком много ошибок в школьных заданиях. Ребёнок с СДВГ не может самостоятельно довести выполнение задания до конца, переключаться с одного дела на другое, не способен более нескольких минут сосредоточиться на трудной, не приносящей сиюминутного удовлетворения деятельности. Исследователи, долгое время изучающие природу СДВГ, выявили, что максимальные признаки заболевания совпадают с критическими периодами развития мозга (соответствующими этапам созревания мозговых структур различных уровней и кризисным этапам психического развития): 2–4 года, 6–8, 10–12 и 14–16 лет [1]. В период обучения в начальной школе у ребёнка проявляются следующие особенности:
- запоздалая установка «ведущей» руки;
- нарушение тонкой координации движений кистей и пальцев рук, затрудняющее обучение письму;
- нарушение зрительно- пространственной координации, препятствующее успешному формированию пространственных и временных представлений;
- общая двигательная расторможенность;
- дизритмия (у ребёнка с трудом устанавливаются суточные биоритмы, он плохо засыпает, тяжело просыпается, уровень активности в течение дня может непредсказуемо колебаться); – кратковременная и слабая концентрация внимания;
- нарушения эмоционально — волевой сферы (возбудимость или же апатия, неуверенность, внутреннее напряжение, частая смена настроения, негативизм, тревожность, агрессивность, манерничание).
Дети со СДВГ обучаются в общеобразовательных школах, но работа с ними должна строиться индивидуально. Они нуждаются в особом отношении со стороны учителей и родителей. Таких учащихся надо всегда поощрять за хорошее поведение, предоставлять им возможность много двигаться. Правила, предлагаемые гиперактивному ребёнку, должны быть простыми, ясными и, насколько это возможно, немногочисленными. Ребёнку со СДВГ необходим чёткий режим дня. Следует избегать чрезмерной стимуляции и перенапряжения ребёнка.
авторизуйтесь