Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
А, чтобы помочь ребенку грамотно говорить и писать, мы подобрали интересную игру
“Найди дом для слова”
С ее помощью вы сможете улучшить навык слогового анализа, пополнить словарь ребенка, повысить запоминание образов слов и обозначения звуков.
Правильная и грамотная речь – это навык, который позволяет людям общаться. Чтобы собеседник понимал обращенную к нему речь, важно развитие всей речевой системы в целом, в том числе, чтобы в речи отсутствовали какие-либо фонетико-фонематические нарушения.
Кроме того, фонетически и грамматически правильная речь крайне необходима в успешном обучении, а также в овладении письмом и чтением.
Неправильное произношение звука С до определенного возраста считается нормой. Но если к 5 годам дефекты остаются, то это тревожный сигнал для родителей, который не нужно игнорировать. Постановка звука С требует квалифицированной помощи логопеда, потому что это сложный многоэтапный процесс, в который включены логопедические занятия.
Обращать внимание на произношение нужно с 3-летнего возраста.
Артикуляция звука С: с чего начать
Прежде чем приступать к постановке и автоматизации звука С, важно знать, как именно этот звук произносится.
Артикуляция следующая:
Губы находятся в легкой улыбке, при этом нижние и верхние резцы слегка обнажены.
Между зубами есть небольшая щель (1-2 мм).
Кончик языка широко распластан. Он упирается в нижние резцы.
Боковые части языка соприкасаются вверху с коренными зубами, спинка при этом выгнута.
Спинка языка формирует небольшую щель с альвеолами для того, чтобы был проход струи воздуха.
Воздушная струя сильная.
Задняя стенка глотки смыкается с мягким нёбом, не давая воздуху попадать в носовую полость.
Голосовые связки разомкнуты (голоса нет).
Артикуляция С’ отличается от С только тем, что средняя часть языка приподнимается вверх, а передняя становится более плоской (желобок при этом сглаживается).
При произношении звука [С] могут быть следующие нарушения:
1. Звук [С] отсутствует в речи ребенка (сигматизм).
2. Звук [С] заменяется другим звуком.
Наиболее распространенными являются следующие виды замен:
губно-зубной парасигматизм (замена на [Ф]);
призубный парасигматизм (замена на [Т]);
шипящий парасигматизм (замена на [Ш]).
3. Звук [С] произносится искаженно.
Наиболее распространенные искажения:
межзубный сигматизм;
боковой сигматизм;
носовой сигматизм.
Для того чтобы начать постановку звука, необходимо подготовить органы артикуляционного аппарата. Предлагаем примерный комплекс артикуляционных упражнений.
Автоматизация звука С в слогах
Ребенок должен повторять слоги. При этом логопед должен следить за правильной артикуляцией звука.
Автоматизация С в прямых слогах:
СА – СА – СА – СА – СА
СО – СО – СО – СО – СО
СУ – СУ – СУ – СУ – СУ
СЫ – СЫ – СЫ – СЫ – СЫ
СЭ – СЭ – СЭ – СЭ – СЭ
Автоматизация С в обратных слогах:
АС – АС – АС – АС – АС ЕС – ЕС – ЕС – ЕС – ЕС
ЯС – ЯС – ЯС – ЯС – ЯС ОС – ОС – ОС – ОС – ОС
ЮС – ЮС – ЮС – ЮС – ЮС ИС – ИС – ИС – ИС – ИС
ЁС – ЁС – ЁС – ЁС – ЁС УС – УС – УС – УС – УС
Автоматизация С в интервокальных слогах:
АСА – АСА УСА – УСА ОСА – ОСА ИСА – ИСА
АСО – АСО УСО – УСО ОСО – ОСО ИСО – ИСО
АСУ – АСУ УСУ – УСУ ОСУ – ОСУ ИСУ – ИСУ
АСЫ – АСЫ УСЫ – УСЫ ОСЫ – ОСЫ ИСЫ – ИСЫ
АСА – УСА – ОСА – ИСА
АСО – УСО – ОСО – ИСО
АСУ – УСУ – ОСУ – ИСУ
АСЫ – УСЫ – ОСЫ – ИСЫ
Со стечением согласных:
СТА – СТА – СТА – СТА – СТА СПА – СПА – СПА – СПА – СПА
СТО – СТО – СТО – СТО – СТО СПО – СПО – СПО – СПО – СПО
СТЫ – СТЫ – СТЫ – СТЫ – СТЫ СПЫ – СПЫ – СПЫ – СПЫ – СПЫ
СТУ – СТУ – СТУ – СТУ – СТУ СПУ – СПУ – СПУ – СПУ – СПУ
СКА – СКО – СКУ – СКЫ СЛА – СЛО – СЛУ – СЛЫ
СВА – СВО – СВУ– СВЫ СМА – СМО – СМУ – СМЫ
СФА – СФО – СФУ – СФЫ СНА – СНО – СНУ – СНЫ
Автоматизация звука С в словах
Слова нужно проговаривать четко, выделяя автоматизируемый звук.
При необходимости логопед может повторять слово по 2-3 раза для лучшего усвоениям.
Автоматизация С в начале слова:
- [СА] – сад, сани, самокат, сауна, сапоги, Саня, сайка, сабо, самолет, сало.
- [СО] – сон, сом, совок, сок, сода, Софья, сопка, сойка, сонный, соты, соя, сотня, сокол.
- [СУ] – суп, суббота, сумка, сухо, сукно, сундук, сухой, сутки, суд, суета.
- [СЫ] – сыт, сын, сыпать, сынок.
Автоматизация С в середине слова:
- [СА] – оса, коса, писать, кусать, посадка, гусак, Анфиса;
- [АС] – паста, пастух, настанет, каскад, каска, маска, опасно;
- [СО] – песок, кусок, носок, босой, осока, высокий, поясок;
- [ОС] – пост, воск, мост, киоск, хвост;
- [СУ] – несу, пасу, посуда;
- [УС] – куст, пусто, капуста, август, фокусник;
- [СЫ] – весы, бусы, гусыня, посыпать, косынка;
- [ЫС] – выступ, выставка;
- [ИС] – писк, миска, диск, аист, аистёнок, пианист, танкист;
- [ЕС] – место, тесто, тесно, теснота, весна;
- [ЮС] – бюст;
- [ЯС] – ясный.
Автоматизация С в конце слова:
- [АС] – квас, бас, нас, погас, ананас.
- [ОС] – нос, покос, голос, волос, космос, поднос, кокос.
- [УС] – вкус, кактус, укус, фокус, автобус, глобус, фикус, минус.
- [ЫС] – мыс, кумыс.
- [ИС] – Денис.
- [ЁС] – пёс, овёс, утёс, унёс.
- [ЕС] – навес, лес.
- [ЯС] – пояс.
Автоматизация С в словах со стечением согласных:
Сваи, свобода, свой, свод, скамейка, скакать, скат, скоба, скула, смотать, снова, сноп, сны, спать, спокойно, спутник, спутать, спугнуть, стая, стакан, станок, стадо, ставни, ставить, стать, стадион, стог, сто, стук, ступеньки, ступа, студить, студент, стынуть.
Автоматизация звука С в словосочетаниях
Необходимо четко и внятно произносить следующие словосочетания, в которых содержится автоматизируемый звук С:
- Густые леса.
- Пустой сарай.
- Пёстрая собака.
- Старый костюм.
- Узкие сапоги.
- Чистая посуда.
- Вкусный суп.
- Соня устала.
- Слава в кустах.
- Саня уснул.
- У Ларисы коляска.
- Сыпь песок, Настя.
- Солёное масло.
- Солёная капуста.
- Сладкий арбуз.
- Кисло-сладкий квас.
- Спелый абрикос.
- Салат из редиски.
- Колбаса с чесноком.
- Миска с рисом.
- Высокая берёзка.
Если вы хотите разобраться, как планировать индивидуальную работу с ребенком с ЗРР, что включать в содержание сенсомоторной стимуляции и коррекции в младенческий период, как помочь малышу заговорить, то приглашаем ознакомиться с курсом повышения квалификации «Современные практические методики коррекции речевых нарушений» на 144 ак. часа.
Вы узнаете про подводные камни при коррекции звукопроизношения вибрантов у детей и подростков, узнаете, как выявлять признаки расстройства аутистического спектра (РАС) в раннем возрасте, а также, что делать педагогу. если нет сурдопедагога и многое другое. Подробнее.
Дыхательная гимнастика и упражнения
Полезно выполнять следующие дыхательные упражнения для постановки звука С.
Для примера приведем некоторые из них:
«Ветерок». Просто дуть сквозь сближенные губы, контролируя струю выдыхаемого воздуха с помощью поднесенной ко рту полоски бумаги, кусочка ваты, подвешенного на нитке, или просто путем осязания струи на поднесенной ко рту кисти руки.
«Загнать мяч в ворота». Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками.
«Кто дальше загонит мяч?» Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу, как бы произнося длительно звук [Ф], сдуть ватку на противоположный край стола. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Следить, чтобы ребенок не надувал щеки, произносил звук [Ф], а не [X].
«Поющий пузырек». Упражнение проделывается перед зеркалом с широко просунутым между губами языком, прилегающим своими боковыми краями к углам рта. По середине языка должен образоваться продольный желобок. Держа вертикально пузырек (пробирку), следует поднести его отверстием к средней части переднего края языка. Если в момент дутья вдоль языка образуется желобок, по которому устремляется воздушная струя, то при поднесении пузырька (пробирки) к языку должен быть слышен сильный шум, который указывает на правильный уклад языка.
«Фокус». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине образовался желобок, и сдуть бумагу, положенную на кончик языка. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит прямо.
Упражнения для артикуляционного аппарата (активизация губ):
«Улыбка». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, удерживать это положение 5—7 секунд.
«Улыбка 2». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, удерживать это положение 5—7 секунд и тянуть звук И.
«Двери открываются». Медленно открывать рот до получения расстояния в 10—15 мм между верхними и нижними зубами, удерживать губы в положении «Улыбка».
«Зайчик». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, поднять верхнюю губу (наморщить нос), опустить на место. Опустить нижнюю губу, открыть нижние зубы. Губы и зубы сомкнуты. Повторить 5—7 раз.
Упражнения для артикуляционного аппарата (активизация языка):
«Блинчик». Широкий, ненапряженный язык положить на нижнюю губу. Следить, чтобы нижняя губа не напрягалась. Верхние зубы должны быть обнажены (то есть сохраняется положение «Улыбка»). Если язык не принимает нужную форму, рекомендуется сделать пассивный массаж, произнести с высунутым между губами языком слоги, например, «ба-ба-ба». По достижении успеха сделать язык широким уже без произнесения этих слогов и дуть узкой холодной струей воздуха до образования желобка по средней линии языка.
«Качели». Поднять широкий язык за верхние зубы, а затем опустить за нижние зубы. Выполнять упражнение под счет 8—10 раз.
«Почистим зубки». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу-вверх.
«Горка». Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончик языка положить за нижние резцы, выдвинув среднюю часть спинки языка вперед («построили горку»).
«Обезьянка». Покусать боковые края языка (выполнить упражнение «Горка») и, удерживая кончик языка за нижними зубами, прикусить боковые края языка справа и слева (можно произносить «ей-ей-ей»). Если не получается, то произносить звук «и-и-и», максимально растягивая губы и удерживая кончик языка за нижними зубами.
«Киска сердится». Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончик языка положить за нижние резцы, выгнуть спинку и погладить ее верхними зубами. При этом надо следить, чтобы нижние зубы не выдвигались вперед.
«Горка высокая — горка низкая». Кончик языка опустить за нижние зубы, выдвинув среднюю часть спинки языка вперед («высокая горка»). Удерживая кончик языка за зубами, оттянуть среднюю часть спинки языка вглубь рта («низкая горка»). Повторить 3—4 раза.
После того, как отработаны подготовительные упражнения, можно приступать к постановке звука.
Изолированное произношение
Для начала ребенок должен научиться произносить звук [С] изолированно. Существует несколько способов постановки звуков:
1. По подражанию.
Вместе с ребенком садитесь перед зеркалом и показывайте ребенку правильную артикуляцию звука «С». Попросите ребенка открыть рот, улыбнуться, распластать язык, напряженным кончиком упереться в нижние резцы и пропустить по языку «ветерок», слышится звук «С».
2. По подражанию с введением игровых приемов:
насосом накачиваем колесо (с-с-с);
дует холодный ветер (с-с-с);
сдувается шарик (с-с-с);
подуй в бутылочку с узким горлышком (получится звук с-с-с).
3. От опорных звуков.
Для звука [С] это звуки [И] и [Ф]. Звук [И] одинаковый по месту образования (переднеязычный), кончик языка за нижними резцами и одинаковый подъем передней части спинки языка. Звук [Ф] – одинаковый по способу образования (щелевой), отрабатывается направленная воздушная струя. Когда опорные звуки ребенок научился произносить хорошо, попросите его произнести звук [И], сблизить зубы и пропустить по языку ветерок, получается свист, напоминающий звук [С].
4. Механический способ.
Взять узкую палочку (каминную спичку), палочку от чупа-чупс, положить посередине на распластанный язык, упирающийся в нижние резцы. Губы в улыбке, попросить ребенка зубами прикусить палочку, затем с силой плавно выдуть воздух. Тыльной стороной ладони ребенок должен ощутить выдыхаемую струю воздуха. Слышится звук [С]. Далее, когда этот прием отработан, делаем то же, но без палочки. Звук [С] поставлен.
Рассмотрим разные виды парасигматизма.
1. Звук [С] заменяется на [Ф]:
Губно-зубной парасигматизм. Ребенок говорит так: «фанки» – вместо «санки», «пефок» – вместо «песок» и т.д.
Для того, чтобы начинать работу по постановке звука [С] в этом случае, необходимо сделать следующее:
развивать фонематический слух (подобрать упражнения для развития умения различать данные звуки [Ф] и [С]);
выполнять комплекс артикуляционной гимнастики.
При постановке звука нужно учитывать, что ребенок уже произносит этот звук и произносит неправильно. При этом типе замен в произнесении звука принимают участие губы.
Движения губ надо тормозить, можно придержать пальцем. Ребенку можно даже объяснить, в чем причина неправильного произношения звука. Показать правильную артикуляцию звука [С] и только после этого приступить к постановке звука.
Поэтому лучше начать с постановки по опорным звукам, в данном случае со звука [И]. Когда правильное положение языка будет отработано, попросите ребенка пустить ветерок по языку, если при этом движения губ сохраняются, придержите их пальцем. Если и в этом случае трудности сохраняются, воспользуйтесь спичкой.
2. Звук [С] заменяется на звук [Т]:
Призубный сигматизм. Ребенок говорит так: «толдат» – вместо «солдат», «нотки» – вместо «носки» и т.д.
Работа строится по следующим направлениям:
Развитие фонематического слуха.
Артикуляционная гимнастика.
Упражнения для выработки воздушной струи.
Звук [С] при призубном парасигматизме можно начинать ставить с применением опорных звуков [И] и [Ф] и попросить пустить «ветерок» по языку. Слышится звук [С]. Можно проводить постановку звука [С] от звука [Т], меняя способ образования звука. Просим ребенка медленнее и медленнее произносить звук [Т], при этом кончик языка ребенок переводит в положение звука [С], т.е. заводит за нижние резцы.
3. Звук [С] заменяется на звук [Ш]:
Шипящий парасигматизм. Ребенок говорит так: «шадик» – вместо «садик», «лашточка» – вместо «ласточка» и т.д. Работать следует также над развитием фонематического слуха, научить ребенка на слух различать, где произносится [Ш], а где [С]. Следует подобрать ряд упражнений для развития умения различать эти звуки.
Далее занимаемся артикуляционной гимнастикой.
При исправлении шипящего парасигматизма следует уделить внимание на:
Разницу в месте артикуляции. При произношении звука «С» кончик языка находится у нижних резцов. А при произношении звука «Ш» язык поднят кверху.
Различие выходящей воздушной струи. При произношении звука «С» воздушная струя сильная, узкая, холодная. При произнесении звука «Ш» воздушная струя сильная, широкая, теплая. Держа руку ребенка у рта взрослого, обратить внимание на разницу выдыхаемой воздушной струи. Ребенок должен чувствовать эту разницу тепловых ощущений.
4. Звук [С] заменяется на звук [Щ]:
Шипящий парасигматизм. Ребенок говорит так: «щанки» – вместо «санки», «лища» – вместо «лиса» и т.д.
При исправлении шипящего парасигматизма следует объяснить правильную артикуляцию звука [С] и воспользоваться спичкой. Это не дает возможность языку подниматься, что приведет к правильному звучанию звука [С].
После постановки звука и отработки изолированного произношения, нужно переходить к автоматизации звука [С] в слогах, словах, словосочетаниях и т.д. Начинать всегда нужно со слогов, постепенно усложняя задачу.
Полезно выполнять следующие дыхательные упражнения для постановки звука [С].
Для примера приведем некоторые из них:
«Трубач».
Положение – сидя.
Кисти рук сжаты в трубочку, их нужно поднять вверх.
Медленный выдох с громким пронзительным звуком Ф-Ф-Ф.
Количество повторений – 4-5 раз.
«Каша кипит».
Положение – сидя.
Одна рука лежит на животе, вторая – на груди.
Нужно втягивать живот и набирать воздух в грудь, выпячивая после этого живот.
При выдохе громко произносить Ф-Ф-Ф.
Количество повторений – 3-4 раза.
Упражнения для артикуляционного аппарата (активизация губ):
Трубочка. Губы сложить в трубочку, как будто при произношении звука У. Беззвучно.
Шлепки губами. Беззвучно шлепать губами, как будто при произношении звуков П-Б.
Зевок. Широко открыть рот (беззвучно) как при зевке и произношении звука А.
Упражнения для артикуляционного аппарата (активизация языка):
Маятник. Языком нужно попеременно дотрагиваться до уголков рта, как будто качается маятник.
Винтик. Нужно делать кругообразные движения языком.
Трубочка. Высунуть язык и сложить его в трубочку.
Рекомендации для родителей
Чтобы правильно поставить звук [С] и чтобы занятия давали свой результат, родителям важно помнить о некоторых правилах:
Необходима регулярность занятий. Они не должны быть долгими (порядка 5-7 минут), но при этом делать их нужно каждый день.
Поэтапное повышение сложности.
Артикуляционную гимнастику нужно выполнять медленно, никуда не спеша.
Если у ребенка что-то не получается, то не нужно критиковать его или ругать. Важно повторять упражнение до тех пор, пока у него не получится. Покажите, как вы с ребенком выполняете упражнения логопеду и разберите трудные моменты вместе со специалистом.
Если вы заметили, что ребенок устал, то можно сделать кратковременный перерыв, после чего вновь вернуться к занятию.
Важно хвалить и всячески поощрять малыша за его успехи.
В занятиях с ребенком нужно использовать как можно больше картинок и прочих наглядных изображений. Только так вы сохраните интерес малыша к выполнению упражнений. Не нужно ждать быстрого результата, поэтому заранее настройтесь на то, что весь процесс будет протекать не быстро, до тех пор, пока ребенок не научится правильно произносить звук [С] в словах, предложениях и связной речи.
А, если вы не знаете, как дифференцировать нарушения звукопроизношения при алалии и дизартрии, как проводить логопедический массаж, как грамотно сформировать правильное произношение свистящих и шипящих согласных, то предлагаем изучить курс повышения квалификации по дизартрии «Дизартрия. Диагностика и коррекция в соответствии с требованиями ФГОС».
Вы узнаете перспективы применения миофункциональной коррекции в логопедической практике, освоите нейропедагогические подходы, оптимизирующие коррекционную работу логопеда, а также узнаете, что нужно знать логопеду о стоматологическом статусе ребенка с нарушением речи. Подробнее.
авторизуйтесь