Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Содержание:
Речевое развитие напрямую влияет на интеллектуальное развитие детей. Наличие каких-либо дефектов речи, если их не устранить в дошкольный период, приведет к проблемам в освоении школьной программы, сложностям в общении со своими сверстниками, на фоне чего психоэмоциональное состояние ребенка может ухудшиться.
К сожалению, количество детей с речевыми нарушениями увеличивается с каждым годом. Крайне важно заниматься этим вопросом с раннего возраста, обучая ребенка правильно выговаривать сложные в произношении звуки. Наряду с шипящими и свистящими, сложными в артикуляционном отношении звуками являются сонорные – Л и Р.
Правильная артикуляция сонорных звуков
Артикуляция звука Л:
- положение губ определяется в зависимости от последующих гласных звуков;
- кончик языка упирается в верхние зубы или десну;
- между краями языка и коренными зубами находится щель, через которую проходит струя воздуха;
- корневая часть языка при произношении твердого Л приподнята (язык в форме седла), при произношении мягкого Л – опущена (приподнята передняя средняя часть спинки);
- нёбная занавеска поднята и перегораживает выход воздушной струи через нос;
- голосовые связки сомкнуты и вибрируют.
Артикуляция звука Р:
- губы разомкнуты, зубы обнажены;
- кончик языка в форме ложечки поднят и вибрирует у альвеол (при произношении твердого Р), либо у верхних резцов (при произношении мягкого Р);
- корневая часть языка опущена (при твердом звуке), либо поднята (при мягком);
- нёбная занавеска поднята, и она преграждает выход струи воздуха через нос;
- напряжение выдыхаемой воздушной струи сильное;
- голосовые связки сомкнуты и вибрируют.
Основные этапы постановки сонорных звуков
Подготовительный этап предполагает подготовку артикуляционного аппарата, потому что детям необходимо научиться управлять своим речевым дыханием и органами артикуляции. Важно научиться вырабатывать нужную струю воздуха, напрягать или расслаблять язык, удерживать его в нужном положении и т.д.
Для этого проводится артикуляционная гимнастика, которая предполагает выполнение целого комплекса упражнений.
Для развития силы и напряжения струи воздуха:
- Упражнения «Надуй щеки» и «Втяни щеки» - для укрепления мышц щек.
- «Сдуй ватку» - помогает выработать направленную струю воздуха.
- «Кто дальше загонит мяч» - позволяет выработать сильную направленную струю воздуха.
Упражнения для губ:
- Широко открываем рот, губы и челюсти в неподвижном состоянии. Зубы разомкнуты на ширину полутора пальцев. Язык на дне ротовой полости. Держим в таком положении на счет 3, 5, 10.
- Губы находятся в улыбке, нижние и верхние зубы хорошо видны. Держим в таком положении под счет до 7.
- Широко открываем рот и произносим [а], облизывая при этом верхнюю губу.
Упражнения для языка:
- Беззвучное пощелкивание кончиком языка.
- Упражнение «Качели». Губы в улыбке, зубы обнажены. Широкий язык нужно положить на нижние зубы (с внутренней стороны). Удерживаем в таком положении под счет от 1 до 5. Далее поднимаем широкий язык на верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживаем под счет от 1 до 5. Повторять так нужно до 5 раз.
- Упражнение «Пароход». Язык между зубами, произносим протяжное «ыыы».
- Выполнение упражнений «Вкусное варенье», «Наказать непослушный язычок» и т.д.
Способы постановки звука
Постановка сонорных звуков предполагает использование нескольких методов: по подражанию, от артикуляционного уклада, от опорного звука и смешанный.
Постановка Л по подражанию
Предлагается образец правильного произношения звука в сочетании с игровыми образами. Особенность данного метода заключается в том, что логопед сам показывает правильное расположение артикуляционных органов при произношении звука. Делать это необходимо перед большим зеркалом.
Постановка Л от опорного звука
Выполняется несколько упражнений:
- Ребенок должен произнести звук «а-а-а», одновременно открывая и закрывая рот, прикусывая кончик языка.
- Произношение звука «а-а-а» и одновременно нужно кончиком языка «постукивать» по альвеолам.
- Произношение звука «а-а-а» и одновременно нужно кончиком языка прикоснуться к верхней губе.
Постановка Л от артикуляционного уклада
Ребенку подробно объясняется, какое положение занимают артикуляционные органы при произношении. После этого предлагается воспроизвести правильный артикуляционный уклад звука Л, используя правильную струю воздуха, определяя наличие или отсутствие голоса.
Постановка Р по подражанию
В этом случае действия аналогичны постановке звука Л, т.е. логопед должен показать правильное положение артикуляционных органов во время произношения.
Постановка Р от опорных звуков
Способ предполагает постановку Р от звука Д. Ребенок произносит звук Д, прижимая кончик языка спереди к альвеолам. Говорим ребенку, что язык – это парус, который наполняется ветром. Ребенок должен подуть струей воздуха на «парус» достаточно сильно, чтобы возникла вибрация языка. Должен получится звук «дрррр». В процессе постановки желательно использовать игровые приемы в виде подражания каким-то шумам (мотор автомобиля, рычание льва и т.д.).
Следующий способен возможен, если ребенок хорошо произносит звук З. Обычно Р от звука З не ставят, т.к. считается, что они очень различны по артикуяции и не могут быть друг для друга опорными. Но попробовать можно. Секрет в том, что ребенок произносит [З] очень кратко, лишь дотрагиваясь языком до альвеол и при этом сильно дует на язык. Будет четко слышен сначала одноударный [Р], который потом сравнительно легко переходит в вибрант. Этот способ очень легкий и быстрый, особенно при горловом [Р].
Еще один возможный способ постановки, который знаком логопедам очень давно – это постановка от звука Ж. Надо попросить ребенка произнести [ж] на одном вдохе и достаточно длительно, при этом он должен отодвигать кончик языка глубже в ротовую полость. В итоге получается одноударный Р.
Постановка Р от артикуляционного уклада
Необходимо объяснить ребенку, какое положение занимают артикуляционные органы при произношении этого звука. Далее он должен в точности повторять те действия, которые ему говорит логопед:
- ребенку предлагается воспроизвести артикуляционный уклад звука, применить правильную воздушную струю, определить наличие/отсутствие голоса; в результате должен получиться нормированный звук;
- ребенку предлагается при открытом рте присасывать язык к небу, затем, не отпуская языка, подуть на него; в момент отрыва языка от неба сильным толчком выдыхаемой струи воздуха вызывается короткая вибрация кончика языка.
Постановка сонорных звуков – это достаточно сложный процесс, который включает несколько этапов. Важно вести работу с ребенком постепенно, начиная с простых упражнений и постепенно повышая сложность. Занятия можно проводить и в домашних условиях, поэтому родители также должны принимать активное участие в процессе.
Статья проверена: Леонова Зоя Леонидовна
авторизуйтесь