Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Годовой отчет учителя-логопеда – это фактическое подведение итогов проведенной работы за весь год. Он составляется по определенному алгоритму, после чего сдается старшему логопеду, который подает отчет в городское (районное) управление образования.
Составление подобной отчетности о проделанной работе является очень важной частью должностных обязанностей учителя-логопеда. В формате отчета удается структурировать все цели и задачи, которые были поставлены перед началом учебного года в ДОУ (или школе).
Для понимания того, как именно составляется годовой отчет, приведем вам подробный план организационно-методической и коррекционно-развивающей работы логопеда и алгоритм его написания.
Структура годового отчета
Годовой отчет о деятельности логопункта в ДОУ включает в себя основные направления, по которым проводилась работа учителем-логопедом, а также подробное описание тех мероприятий, которые были реализованы в прошедшем учебному году.
Написание годового отчета всегда начинается с оформления шапки. Ниже вы видите пример:
Далее указываются цели и основные задачи программы. Цель программы – коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся ДОУ, которая способствует их успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации.
Задачи программы:
- Создание условий для формирования правильного звукопроизношения, исходя из индивидуальных особенностей учащихся.
- Развитие артикуляционной моторики, фонематических процессов, а также грамматического строя речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
- Обогащение и активизация словарного запаса детей. Развитие коммуникативных навыков с помощью повышения уровня общего речевого развития детей.
- Развитие познавательной деятельности учащихся (учебных навыков, памяти, зрительного и слухового восприятия, общеинтеллектуальных умений), а также мелкой моторики и координации движений.
ВАЖНО: Данное описание целей и задач приведено в качестве примера.
Какие сведения должны быть обязательно указаны в отчете?
Аналитический отчет обязательно должен включать в себя следующие сведения:
- количество групп, их профиль, а также уровень их укомплектованности;
- программно-методическое обеспечение коррекционно-логопедического процесса;
- описание новых технологий и вариативных форм оказания логопедической помощи;
- роль логопеда в организации взаимодействия педагогов;
- формы сотрудничества логопеда с родителями детей;
- описание возможных проблем в организации коррекционно-логопедического процесса;
- общий анализ и оценка проведенных мероприятий, запланированных в начале учебного года;
- выводы и рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии по выпуску детей из логопедических групп;
- выявление путей повышения квалификации логопеда.
В отчете учитель-логопед подробно описывает виды свой деятельности, а также перечень того, что было реализовано на практике.
Диагностическая деятельность
С 1 по 15 сентября проводится стартовое логопедическое обследование учащихся. Цель: установление причин, структуры и степени выраженности отклонений в речевом развитии детей, а также комплектация групп.
На основании проведенного обследования, логопед формирует подгруппы в соответствии с выявленными нарушениями звукопроизношения, а также с учетом индивидуальных особенностей детей. Соответственно, вся эта информация должна обязательно отражаться в отчете.
Коррекционно-развивающая деятельность
Логопед должен подробно описать, какие именно фронтальные (подгрупповые) занятия проводились: коррекционно-развивающие занятия, индивидуальная работа с детьми по постановке и автоматизации звуков, развитию фонематического слуха, формированию лексико-грамматического строя речи и т.д.
Работа с педагогами
В отчете описывается, какие проводились индивидуальные консультации педагогов, а также описание сотрудничества с другими специалистами, в ходе которого обсуждались основные рабочие моменты. Описывается, какие семинары и практикумы были проведены для педагогов.
Работа с родителями
В отчете необходимо указать о проведенных индивидуальных консультация родителей учащихся. Подробно указываются темы данных консультаций.
Работа по повышению квалификации
Обязательной частью работы учителя-логопеда является повышение квалификации. Соответственно, специалист указывает, какие именно мероприятия и курсы, связанные с его профессиональной деятельностью, были пройдены. Это могут быть вебинары, различные онлайн-семинары и т.д.
Составление отчета о проведенной диагностической, коррекционно-развивающей деятельности позволяет проанализировать и дать оценку результативности реализованных программ и технологий. Важным моментом является выявление тех трудностей, с которыми сталкивается специалист в ходе своей работы, а также определение задач на новый учебный год.
авторизуйтесь