Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
1 Исследование общей способности больного к речевой коммуникации — беседа с целью выяснения:
а) полноты собственной речи больного;
б) понимания им ситуативной, обиходной речи;
в) степени речевой активности;
г) темпа речи, ее общих ритмико-мелодических характеристик, степени разборчивости.
2. Исследование понимания речи. С этой целью предъявляются на слух:
а) специальные устные инструкции (одночленные, типа «откройте рот!», «поднимите руку!» и многочленные, типа снимите с телефона трубку!», «возьмите со стола ручку, положите ее на подоконник, а затем спрячьте в карман!»;нахождение предметов, «покажите окно!», «покажите нос!», серии предметов, например «покажите дверь, окно, потолок!» или «покажите нос, ухо, глаз!»;
б) короткие сюжетные тексты;
в) логико-грамматические конструкции, например «покажите, где круг под крестом, где дочкина мама, а где мамина дочка, покажите левым мизинцем правое ухо» и т. п.
3. Исследование автоматической речи:
а) прямой счет до 10 и обратный (от 10 до 0);
б) перечисление дней недели, месяцев;
в) окончание пословиц и фраз с «жестким» контекстом типа «Я мою руки холодной...», со «свободным» типа: «Мне принесли новую...» и т. д.;
г) пение песен со словами.
4. Исследование повторной речи:
Повторение звуков, слогов, слов, различных по звуковой структуре (например, «каша», «кабинет», «катастрофа»), фраз (например, «Мальчик рисует самолет», «В магазин привезли продукты») и скороговорок («Сыворотка из-под простокваши»).
5. Исследование функции называния:
а) реальных предметов и их картинных изображений;
б) действий (ответы на вопросы — «что делать?», «что делают?»—по сюжетным картинкам;
в) цветов;
г) пальцев;
д) букв;
е) цифр.
6. Специальные исследования особенностей фразовой речи:
а) составление фраз с предлогами и без предлогов по сюжетным картинкам;
б) конструирование фраз из заданных слов;
в) заполнение пропусков во фразах, например:«Высоко в небе летит реактивный...»; «Я всегда умываюсь холодной...»; «В магазин привезли...»; «Я всегда с нетерпением жду...».
г) рассказ по сюжетной картинке.
7. Исследование фонематического слуха:
а) повторение пар слогов и слов с оппозиционными фоне¬мами, например, «ба-па», «па-ба» и т. д., или «бочка — почка», «кот—год», угол—уголь», «мыло—Мила» и т. д.;
б) показ одного из парных слогов или слов, предъявлен¬ных письменно («покажите, где написано «па», где написано «ба», где написано «год», где написано «кот» и т. п.);
в) оценка больным качества повторения, произнесенных логопедом слогов и слов с оппозиционными фонемами, который специально произносит в произвольном порядке правильные и не правильные варианты.
8. Исследование слухо - речевой памяти. Предлагается пов¬торить:
а) серии звуков, например, «а с у» или «б ш а»;
б) серии слов: «дом — лес — кот», «дом — лес — кот — ночь»;
в) короткие и длинные сложно - построенные фразы.
9. Исследование смысла слов:
а) объяснение прямых значений отдельных слов, например ,ответы на вопрос: «что такое очки, для чего они нуж¬ны?», «что такое радость?», какай разница между словами: «обман» и «ошибка»;
б) объяснение переносных значений слов и фраз, например, ответы на вопрос, что такое «золотое поле», «железная рука», как понимать пословицу «Что посеешь, то и пожнешь!» и т. д.
10. Исследование чтения и письма:
а) чтение и письмо под диктовку отдельных букв, слогов, слов, фраз, а также коротких текстов;
б) самостоятельное письмо слов и фраз по картинкам;
в) звуко-буквенный анализ состава слова, т. е. определение количества букв в слове; перечисление этих букв; скла-дывание слов из букв разрезной азбуки (бухштабирование).
11.Исследование орального и пространственного праксиса. Предъявляются задания:
а) высунуть язык, поднять его кверху, заложить за щеку, подуть, поцокать языком, вытянуть, растянуть губы и т. д.;
б) два раза подуть и два раза поцокать языком, чередуя эти движения несколько раз подряд;в) повторение пространственных поз пальцев, и серий движений (например: кулак, ладонь, ребро).
авторизуйтесь