Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Тетрадь для домашних заданий по развитию речи и коррекции звукопроизношения
Р. Д. Аванесян, О. А. Юнтунен (Румянцева)
ГБДОУ № 85 «Психолого-педагогический центр по социальной адаптации детей
с тяжелыми нарушениями речи», Санкт-Петербург, Россия;
Семейный центр «Мария», Хельсинки, Финляндия
Эта методика домашних заданий и взаимодействия с родителями разработана еще в 90-х годах прошлого века коллективом Центра психолого-педагогической адаптации детей с тяжелыми нарушениями речи на базе детского сада № 85 Центрального района Санкт-Петербурга. Несмотря на то что рынок методической литературы по развитию речи и обучению чтению сегодня избыточно переполнен множеством разного качества книжек и тетрадок, нам ни разу не попадалось системное описание подобного пособия ранее. Думается, оно будет интересно многим, так как отличается своеобразием организации взаимодействия между взрослым и ребенком, свободным творческим началом и, надеемся, новыми методическими идеями.
Самодельная Азбука — обычная толстая тетрадка (или альбом), превращенная своими руками при помощи цветных карандашей, картинок и клея в книжку с упражнениями по обучению чтению, развитию фонематического (звукового) анализа, коррекции звукопроизношения и других функций речи, умственного и общего развития ребенка.
Зачем нужна и чему служит самодельная Азбука?
Это:
1. Способ оформления домашних заданий.
2. Системное сочетание коррекционно-учебных индивидуальных необходимостей и возможностей ребенка с творчески-игровым подходом.
3. Метод синергетической координации работы специалистов и родителей.
4. Способ отслеживания динамики развития ребенка.
5. Повод к совместной деятельности ребенка и родителя, способ обеспечения взаимодействия и обратной связи.
6. Способ организации занятости ребенка.
7. Повод для поощрений ребенка.
Достоинства данной методики: доступность, дешевизна, простота, наглядность, практичность, большая свобода для творчества, лонгитюдность (продолжительность работы во времени), индивидуальность, системность (учет всех необходимостей ребенка), синергичность (объединение) усилий специалистов и семьи, обеспечение обратной связи, активное взаимодействие взрослого с ребенком.
В докладе подробно описывается методика оформления и работы над Азбукой.
Порядок добавления тем и разделов в Азбуку напрямую будет зависеть от целей, задач и хода коррекционного процесса в целом, который подчинен обычно достаточно жесткому коррекционно-воспитательному плану, разработанному либо одним специалистом, либо коллективом коррекционно-учебного заведения. Каждый конкретный терапевт или учитель, записывающий очередное задание на следующей странице, будет отталкиваться от своего личного видения актуальных необходимостей и возможностей ребенка.
Освоение звуков и букв мы начинаем с самого первого дня, независимо от возраста ребенка и ступени его развития, которые естественным образом впоследствии будут оказывать влияние на скорость переключения с одного задания на другое, что, в свою очередь, определяется одним критерием — усвоением пройденного материала. Работу над звуками и буквами желательно синхронизировать с этапами их постановки в устной речи.
Основная идея представленных заданий по автоматизации звукопроизношения — визуализация на бумаге той зрительно-предметной ассоциации, которая достаточно традиционно возникает при произнесении того или иного звука (например: Р — тарахтение трактора, Л — гудение самолета, Ж — жужжание жука и т. д.) с добавлением к ней двигательного компонента, т. е. некой возможности протянуть это движение во времени, подкрепляемое движением руки. Параллельно с изучением букв и автоматизацией звукопроизношения можно обучать и чтению с самого малого возраста. Мы положили в основу обучения чтению методику звукового слияния обратных складов и методику складового (согласный + гласный) чтения, подробно разработанную Н. А. Зайцевым и адаптированную к логопедическим реалиям Н. Е. Старосельской. Все это обязательно накладывается на тщательное обучение звуковому анализу: узнавание и различение звуков, выделение звука из слова, определение порядка звуков в слове и т. д.
Еще одно замечание: обучение технике чтения идет параллельно с изучением звуков и букв.
Не нужно ждать, когда они все будут пройдены, добавляйте упражнения по слиянию и чтению складов по мере изучения букв. Упражнения в чтении будут естественным продолжением упражнений по автоматизации поставленных звуков.
В работе с более старшими «продвинутыми» детьми постепенно можно подключать Букварь Н. С. Жуковой или другие буквари, основанные на складовом методе.
Какие еще возможны темы и типы заданий?
Лексические темы — актуальные группы предметов для формирования словарного запаса и навыков классификации, начиная от самых близких и понятных, окружающих и интересующих ребенка, и заканчивая самыми, казалось бы, далекими: игрушки, человек и части тела, фрукты, овощи, животные домашние, животные дикие, одежда, обувь, продукты, мебель, деревья, цветы, ягоды и т. д.
Грамматические темы — Кто? Что? Он, Она, Оно, Они, числительные количественные от 1 до 10, один — много, прилагательные (цвета, формы, признаки), глаголы, предлоги, наречия, противопоставления и т. д. — все, что предусмотрено учебно-коррекционным планом по развитию речи и мышления.
Всевозможные задания на развитие памяти, внимания, мыслительных навыков. Их можно записывать на страницу или вклеивать соответствующие картинки, отсканированные из многочисленных тематических методических пособий или других источников.
Задания на развитие общей, пальчиковой и артикуляционной моторики, дыхания, эмоций, фантазии, по подготовке руки к письму и т. п. — каждый из включенных в процесс специалистов, уверены, сам прекрасно знает, что будет необходимо для этого конкретного ребенка, чью Азбуку он держит в руках.
авторизуйтесь