Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Сенсорно-моторная стимуляция младенцев в пост-реанимационный период (глотание, сосание, жевание)
Е. А. Дьякова
Международный институт речевой патологии, Портленд, США
Нарушение кормления является достаточно распространенной проблемой у детей младенческого возраста, которые находились в реанимации практически сразу после рождения. Оромоторные навыки/рефлексы кормления это координированные движения орофациальной мускулатуры для еды и питья (Samara [at al.],2010),.
В работе Aвстралийского национального совета по здравоохранению и медицинским исследованиям K. Санчез и др. (Sanchez [at al.], 2017) рассматривался младенческий возраст (грудной) до 12 месяцев жизни. Необходимость реанимационного периода, как правило, была связана с недоношенностью, нарушением в состоянии нервной системы либо с другими заболеваниями.
По мнению ряда исследователей, существует определенная корреляция между результатами нейро-бихевиоральных обследований детей, осуществленных от рождения до 4 месяцев и навыками питания от неонатального периода до двух лет (T. L. Crapnell [at al.], 2013.).
По мнению K. Санчез и др. (Sanchez [at al.], 2016), многие младенцы, находящиеся в отделениях интенсивной терапии, особенно в связи с недоношенностью, имели либо повышенный риск нарушения оромоторного кормления, либо очень низкие его возможности. Это означает, что дети с высоким риском нарушения питания должны быть на специальном контроле и получать не только помощь специализированных врачей клиницистов, но и специалистов. которые могут оказать помощь в формировании первоначальных навыков / рефлексов, обеспечивающих кормление.
По нашим наблюдениям, существует несколько групп детей младенческого возраста, которые, находясь в реанимации, получали питание в этот период с помощью зонда, т. е. не имели возможности осуществлять полноценное питание через рот:
1. Недоношенные дети
Как правило, у этих детей наблюдалась несформированность оральных рефлексов, позволяющих осуществлять функцию сосания. Кроме этого, как правило, наблюдалась дискоординация между процессами сосания, глотания и дыхания. Дополнительным фактором являлся также тот факт, что у детей, рожденных до 37—40-й недели внутриутробного периода развития, физиологически не сформирован так называемый «бурый жир» в области щечных мышц, в результате чего резко снижалась возможность создания отрицательного давления, определяющего процесс всасывания.
2. Дети, находящиеся в реанимации от 2 недель до 2 месяцев, имеющие неврологическую симптоматику различного генеза
У этой группы детей наблюдалось нарушение тонуса мышц оральной области. Как правило, эти дети также получали вскармливание через зонд. В результате этого у детей с повышенным тонусом оральных мышц часто происходило угасание оральных рефлексов вследствие длительного питания через зонд.
У детей с пониженным тонусом, оральные рефлексы могли быть резко снижены, а в случае выраженной бульбарной симптоматики полностью отсутствовать.
3. Дети, находящиеся в реанимации от 2 до 4 месяцев с различной соматической патологией
В силу того, что эти дети получали длительный период вскармливания через зонд, у них не был «запущен» рефлекторный оральный механизм и впоследствии они не могли осуществлять координированные рефлекторные движения сосания—глотания—дыхания.
В результате у этих групп детей не формировались важнейшие функции орального онтогенеза в критический период его развития: двигательная, кинестетическая, сенсорная, вкусовая, т. е. наблюдалось нарушение онтогенетического развития оральной области.
Анатомически оральная область иннервируется 5 парами черепно-мозговых нервов (лицевым, тройничным, языкоглоточным, подъязычным и блуждающим). Известно, что группа каудальных нервов, а особенно тройничного, связана через сеть интернейронов с практически всеми отделами мозга, в том числе и с корой.
Можно предполагать, что несформированность основных процессов в период раннего орального онтогенеза отрицательно скажется на формировании так называемой «карты мозга», особенно ее моторных и сенсорных областей, отвечающих за реализацию оральных функций, которые, как известно, впоследствии являются одними из основных механизмов речепроизводства. Кроме этого, практика показывает, что несформированность процессов сосания, глотания и их координации с процессом дыхания, а впоследствии и полноценного жевания резко снижает качество жизни как младенцев, так и их родителей. Впоследствии эти дети, как правило, нуждаются и в активной речевой терапии.
Одним из методов восстановления несформированных или утраченных функций в постреанимационный период является моторно-сенсорная стимуляция посредством логопедического массажа, направленного на восстановление или формирование данных функций (Дьякова Е. А.,2014).
Полная версия статьи доступна участникам клуба
Закрытый клуб логопедического портала «ЛОГО-ЭКСПЕРТ». Уделяйте 15 минут в день развитию в любимом деле и через год Вы станете профессионалом. Выберите формат участия в клубе:
авторизуйтесь