Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми после кохлеарной имплантации с бисенсорным нарушением
Кондратова Маргарита Георгиевна, логопед государственного казенного учреждения здравоохранения Московской области «Фрязинский специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики» г.Фрязино, Московская область.
Слепоглухой ребенок имеет потенциальную возможность развития. «Однако его особенностью является то, что, обладая этой возможностью, сам он своими собственными усилиями никогда не достигает даже самого незначительного умственного развития. Без специального коррегирующего педагогического вмешательства такой ребенок остается полным инвалидом на всю жизнь». Эти дети нуждаются в создании специальных условий, помогающих приобретать знания о мире; нуждаются в специальном обучении, в том числе и обучению ориентирования в пространстве и мобильности.
По мнению советских учёных И.А. Соколянского и А.И. Мещерякова, у детей слепоглухих отсутствует ориентировочно-поисковый рефлекс. Нет никакого контакта с окружающими. Им просто необходима методика очеловечивания, опредмечивания естественных нужд ребёнка во сне, в еде и пр. Важно научить ребёнка использовать предметы, орудия для удовлетворения своих потребностей.
На протяжении практически всей истории человечества предпринимались попытки, которые могли бы улучшить слух глухого, и, тем самым, включив один из мощнейших сенсорных анализаторов способствовать его переходу на другой статус.
В настоящее время в качестве одного из наиболее перспективных направлений реабилитации людей с нарушениями слуха и прежде всего детей с большими потерями слуха и их интеграции в среду слышащих можно рассматривать кохлеарную имплантацию.
Кохлеарная имплантация – это операция, в процессе которой во внутреннее ухо пациента вводится система электродов, обеспечивающих восприятие звуковой информации посредством электрической стимуляции сохранившихся волокон слухового нерва.
Получив благодаря операции потенциальную возможность слышать, слепоглухой ребенок еще должен научиться использовать ее. Требуется обеспечить переход такого ребенка к коммуникации на естественной сенсорной основе, реконструкцию сложившейся раннее в период тяжелого нарушения слуха коммуникации и взаимодействия с окружающим миром. Это самый ответственный этап реабилитации - он запускает весь ее дальнейший процесс, и сурдопедагог играет здесь ведущую роль.
Благодаря развитию слухоречевых процессов слух начинает работать на развитие у ребенка понимания обращенной речи и собственной речи так, как это происходит у слышащих детей. Происходит смена статуса ребенка: «Уже не глухой, но еще не слышащий» - приобретен «физический слух».
Главным направлением на этой стадии работы для пациентов является развитие восприятия звуковых сигналов с помощью импланта. Кохлеарный имплант обеспечивает возможность слышать, но восприятие звуков окружающей среды и понимание речи – это значительно более сложные процессы, которые включают также умение различать сигналы, выделять в них важные для их узнавания признаки, узнавать изолированные слова и слова в слитной речи, понимать смысл высказываний, выделять сигналы из шума и др. если ребёнок был глухим.
Обязательное проведение сурдопедагогического обследования и участие в психологическом обследовании для оценки:
-общего и речевого развития
-умений и навыков восприятия речи и неречевых звучаний
-эффективности использования слуховых аппаратов
Основой обучения слепоглухонемых является коррекционно-воспитательная работа. Это и абилитация фонематического слуха, и формирование слухового восприятия, обучение произношению, формирование средств общения, ориентировка в пространстве.
Слуховая реабилитация у детей после КИ делится на два этапа:
1 этап- запускающий или начальный (+- 6 мес)
2 этап- Слуховой этап
Речевую реабилитацию и абилитацию проводят в различных центрах развития детей, таких как ФГБУН Российском научно-практическом центре Аудиологии и слухопротезирования, «Тоша и К» в г.Фрязино при Медицинском центром «АудиоМед» созданном на базе регионального Аудиоцентра предприятия «Исток Аудио Трейдинг» и др. Основная специализация этих центров- проведение начального и слухового этапов реабилитации и абилитации пациентов после кохлеарной имплантации.
Стандартный недельный курс реабилитации включает в себя:
1) Ежедневные занятия с сурдопедагогом по развитию слухового восприятия и становлению основы для последующего речевого развития. Дифференцировать различные звуки окружающей действительности по их основным характеристикам: силе (громкости), высоте и.т.д.
Цель: развитие слухового внимания; восприятие на слух криков животных и птиц, бытовых и не бытовых шумов и т.д.
2) Работа с логопедом по подготовке механической основы речи, развитию произносительных навыков, коррекции речевых нарушений. Логопед проводит массаж органов артикуляции, а также работает в направлении накопления словарного запаса, проводит коррекцию нарушенной произносительной стороны речи. Логопед работает над формированием фонематического восприятия. Занятия с логопедом актуальны для пациентов любого возраста.
Цель: формирование фонематического восприятия - способность различать фонемы и определять звуковой состав слова.
3) Консультация психологов для пациентов, а также родителей детей.
4) Общеразвивающие занятия для детей раннего и дошкольного возраста.
5) Музыкальное корректирующие занятие.
6) Консультация детского невролога.
7) Консультация и осмотр ЛОР-врача.
Игровая аудиометрия в свободном звуковом поле (аудиолог отвечает за настройку кохлеарного импланта).
Задачи на запускающим этапе:
- Определение «есть звук – нет звука». Выработка УДР (условно- двигательной реакции) на звук
- Знакомство со звуками окружающего мира
- Различение характеристик звуков
- Различение звукоподражаний
- Различение односложных слов и т.д.
Задачи на этапе абилитации и реабилитации:
- Развитие коммуникативных навыков
- Развитие подражательной способности
- Развитие слухового и слухоречевого восприятия с помощью КИ
- Развитие произносительных навыков, речевого дыхания
- Развитие устной речи
- Развитие языковой системы
- Развитие крупной и мелкой моторики
- Научить ребенка использовать речь для общения и в разных коммуникативных ситуациях
- Обучение родителей и близких развитию слуха с КИ у ребенка, развитию понимания речи и устной речи в естественных ситуациях общения.
Для создания слухоречевой базы в первый год должно уделяться максимальное внимание развитию слухового восприятия.
Цель работы – максимальное использование слуха после кохлеарной имплантации при формировании устной речи.
Основная задача первого периода обучения-выработка четких реакций на вибрационные и звуковые сигналы.
Выработка реакции на неречевые раздражители:
- стук палочки по спинке стула или снизу по сидению стула.
- стук ноги по полу
- вибрация воздушного шара
- стук руки по поверхности стола и т.п.
Выработка реакции на акустические раздражители:
- барабана и бубна.
- звучание музыкальных игрушек (меллафон, свисток, шарманка).
Ответные реакции:
- ходьба на месте
- поднятие руки
- хлопки в ладоши и т.п.
Действия с предметами:
- перекладывание
- нанизывание
- нажатие
- зажигание света, лампочки, фонариков и т.п.
Для выработки реакции выбираются доступные и интересные для каждого ребенка действия.
Выработка реакции на речевые звуки:
- слоги ТА-ТУ
- слова: мама, папа, имя ребенка, рыба, дом, барабан, дай.
- словарь: слушай, слышу, не слышу, говори, хлопай, топай ногами, стучи, иди, играй, хорошо, плохо, там, тут.
При работе на слуховом этапе
За этот период у ребенка должны быть:
1.Достигнуты оптимальные и стабильные параметры настройки процессора КИ,
2.Сформированы все мозговые механизмы анализа звуков и речи как звуковых сигналов. Ребенок учится:
- Обнаруживать разные звуки в разных ситуациях, в том числе тихие звуки, звуки в шуме;
- Различать разные звуки (и контрастные, и акустически сходные);
- Различать разные признаки звуков (тихий-громкий, один-много, длинный-короткий);
- Различать при парном сравнении, узнавать при закрытом и открытом выборе гласные и согласные звуки речи;
- Узнавать голоса знакомых людей, интонацию;
- Соотносить звуки с предметами и действиями, которые они обозначают;
- Соотносить слова с предметами, их свойствами, действиями, которые они обозначают;
- У ребенка постепенно формируется непроизвольное и произвольное слуховое внимание;
- У ребенка развивается слуховая и слухоречевая память;
- Ребенок постепенно запоминает разные окружающие звуки и часто слышимые слова и фразы;
- Различать и узнавать звуки речи, как изолированно, так и в составе слогов, слов (фонематический слух).
Благодаря развитию слухоречевых процессов слух начинает работать на развитие у ребенка понимания обращенной речи и собственной речи так, как это происходит у слышащих детей.
Дальнейшее слухоречевое развитие и коррекционная работа проводятся в рамках развития языковой системы.
3 этап – языковой этап развития восприятия речи и собственной речи
• К этому моменту кохлеарноимплантированный ребенок напоминает иностранца, который живет в другой стране и начал изучать ее язык. Он все слышит, но понимает только отдельные слова и фразы по ситуации общения. Ребенок часто просто не успевает проанализировать и запомнить сказанное и поэтому не понимает других.
• Ребенку требуется много времени, чтобы вспомнить, что значит сказанное слово, а собеседник уже говорит другое предложение.
Ему легче понять и запомнить новые слова, если говорят медленнее, повторяют фразу.
Уровень слухоречевого развития по окончании языкового этапа зависит от:
• Методики реабилитации и интенсивности занятий,
• Среды обучения,
• Участия родителей в абилитации.
4 этап – этап развития связной речи и понимания сложных текстов
Этот этап соответствует периоду развития речи нормальнослышащих детей в возрасте старше 7 лет.
Он отличается от предыдущего этапа тем, что это значительно более высокий уровень овладения родным языком.
Показатели перехода слухоречевого развития на 4-й этап:
- Умение ребенка понять прочитанный сложный текст,
- Умение пересказать прочитанное,
- Умение связно рассказать о различных событиях и явлениях,
- Умения общаться с разными людьми с помощью речи.
И так, за годом год, совершенствуются раннее приобретенные навыки и формируются новые. Ребенок шаг за шагом постигает лексику и грамматику родного языка. Стимулируется использование устной формы речи в непосредственном общении. Продолжается уточнение фонетической стороны речи с помощью общепринятых методов и фонетической ритмике на базе слухо-вибрационного восприятия.
В работе тифлосурдопедагога обязательным пунктом является помощь родителям в перестройке коммуникации и взаимодействия со своим изменившимся ребенком. Первоначальный этап реабилитации будет проходить в разных семьях по-разному, однако, каким бы длительным ни оказался период реконструкции коммуникации ребенка с близкими людьми, предпочтительным является его пребывание в семье.
Помещение ребенка с кохлеарными имплантами в образовательное учреждение до перевода коммуникации и взаимодействия с ближайшим окружением на естественную сенсорную основу может свести на нет все предшествующие усилия и семьи, и ребенка. Он еще не готов к естественной коммуникации и взаимодействию со слышащим окружением и тем более - к обучению в этой среде, но ему уже может повредить среда неслышащих, поскольку она не может стимулировать дальнейшее становление и укрепление естественной коммуникации и взаимодействия с людьми.
Показателем благополучного завершения запускающего этапа реабилитации служит появление естественного «слухового» поведения ребенка и способности спонтанно осваивать речь в естественной коммуникации, как это и происходит у нормально слышащего ребенка раннего возраста.
Реабилитация слепоглухих детей с кохлеарными имплантами – это работа целой команды специалистов, включающей аудиолога, тифлосурдопедагога, логопеда, специального педагога, фонопеда, музыкального педагога, психолога. При кохлеарной имплантации детей принципиально важным является также активное участие родителей в этом процессе.
Список литературы
1. Королева И.В. Кохлеарная имплантация и слухоречевая реабилитация глухих детей и взрослых (электродное протезирование слуха) –Снкт-Петербург: КАРО, 2009. -752с
2. Суворов, А. В. Слепоглухой в мире зрячеслышаших [Текст] : [психология слепоглухого] / А. Суворов. — М. : Логос, 1996. — 119 с. : портр.
3. Назарова Н.М. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; Под ред. Н.М.Назаровой. — 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия» - 400 с., 2005 г. О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова
4. Психолого-педагогическая помощь после кохлеарной имплантации. Реализация новых возможностей ребенка. Монография.-М.: Полиграф сервис, 2014. -192с.
авторизуйтесь