Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Нарушения речевого развития у детей дошкольного возраста встречаются все чаще. Это проблема, которая является очень серьезной, потому что наличие дефектов речи, если они не будут устранены в раннем возрасте, приведет к проблемам в освоении школьной образовательной программы и трудностям в коммуникации со своими сверстниками. Если проблему не решать и запустить, то нарушения речи останутся и во взрослой жизни, что станет препятствием в освоении ряда профессий и даже проблемам в личной жизни из-за низкой самооценки.
Коррекцией речевых нарушений занимается логопед – это квалифицированный специалист с профильным образованием. Чтобы его работа была максимально продуктивной, важно создать все необходимые условия для этого. Одним из этих условий является правильное оформление логопедического кабинета в детскому саду и школе.
Требования со стороны ФГОС
Федеральный государственный стандарт предъявляет ряд требований, которым обязательно должен соответствовать логопедический кабинет в ДОУ. В нем должно быть все необходимое для создания благоприятной речевой среды – это основное условие, которое позволяет детям избавиться от речевого нарушения, а также подготовиться к дальнейшему обучению в стенах общеобразовательного учреждения.
Вот основные требования:
- Площадь кабинета должна составлять не менее 20 квадратных метров. Здесь будут проводиться индивидуальные, подгрупповые и групповые занятия.
- Освещение, а также все необходимое оборудование должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим нормам.
- Рабочее пространство должно быть разделено на несколько зон: рабочая зона логопеда, зона индивидуальной работы и учебная зона.
Кабинет должен быть оснащен всем необходимым логопедическим оборудованием, методическими пособиями, а также специализированной мебелью и литературой. Еще одно требование – это наличие прогрессивных интерактивных устройств, которые являются важным условием организации учебно-воспитательного процесса.
Особых требований к дизайну самого интерьера нет, поэтому оформлять кабинет можно в зависимости от личных предпочтений, но в строгом соответствии с требованиями ФГОС и СанПиН. Кабинет должен выглядеть уютно и визуально красиво, поэтому ничего не должно вызывать дискомфорт и отвлекать от занятий.
Какие принципы нужно учитывать при создании логопедического кабинета?
Оформление логопедического кабинета в школе или детском саду должно соответствовать определенным правилам и принципам. Вот основные из них:
- Принцип доступности. Весь материал, который будет использоваться детьми для самостоятельной работы, должен быть для них в свободном доступе – в открытых полках на уровне детей.
- Системность. Весь рабочий материал должен быть систематизирован по темам, чтобы логопед мог свободно ориентироваться в нем, беря для работы то, что необходимо в конкретный момент.
- Соблюдение принципа интеграции. Это значит, что все материалы и игры должны подбираться в соответствии с возрастом детей, а также типом их речевого нарушения. Оборудование и дидактические материалы для одной образовательной отрасли могут использоваться и в других областях.
- Мобильность. Столы должны раздвигаться, все настенные материалы можно легко снять и перенести на другие место и т.д.
- Соблюдение принципа вариативности. Все материалы, дидактические игры и пособия должны быть разнообразны и вариативны (в зависимости от возраста, целей коррекции и т.д.).
Основные зоны кабинета
Оформление кабинета должно проводиться с учетом того, что он должен быть разделен на несколько функциональных зон:
- Артикуляционная. Здесь располагается большое настенное зеркало, смотря в которое, дети наглядно видят, как правильно должны располагаться органы артикуляционного аппарата при произношении того или иного звука. Обязательно наличие индивидуальных зеркал, плакатов с изображением упражнений для артикуляционной гимнастики и т.д.
- Зона дыхания, где находится необходимый материал на развитие речевого дыхания.
- Зона развития слухового восприятия: с игрушками, музыкальными инструментами и т.д.
- Зона развития общей моторики: с различным дидактическим материалом для проведения пальчиковых игр и т.д.
- Методическая зона, где хранится необходимая литература и конспекты для логопеда.
- Зона развития лексики и грамматики – серии наглядных картинок для развития связной речи, наглядно-дидактические пособия, настенная азбука, картотеки (чистоговорки, скороговорки и т.д.).
- Зона мотивации. Здесь могут находиться различные предметы, которые будут использоваться для поощрения детей за их успешную работу на занятиях.
Оформление логопедического кабинета – это очень важный момент, который напрямую влияет на успешность логопедической коррекции. Детям должно быть здесь комфортно, потому что если обстановка будет слишком строгой и угнетающей, то продуктивность логопедического воздействия будет на очень низком уровне. Работа с такими детьми требует не только особого к ним отношения, но и соответствующей обстановки, в которой они хотели бы проводить свое время из-за того, что здесь им максимально комфортно.
авторизуйтесь