Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Праксис («движение») – это высшая психическая функция, которая формируется в контакте с окружающим миром. Она служит инструментом для осуществления целенаправленной деятельности. Взять со стола карандаш, завязать шнурки, сложить кубики, написать слово в тетрадке – все это было бы недоступно при нарушенном или несформированном праксисе.
Исходя из этого становится понятна этиология слова «диспраксия» - это «дис» (нарушение) и «праксия» (движение). Это нарушение движений у детей при отсутствии нарушений мышечного тонуса и параличей. Дети при этом испытывают затруднения при выполнении различных сложных движений, у них отмечается нарушение координации. Поэтому важно знать, какие есть симптомы диспраксии и какие методы коррекции помогают избавить от этого расстройства.
Что такое диспраксия
Диспраксия (Синдром неуклюжести) – это расстройство моторной сферы, нарушение формирования у детей возможности построения целенаправленных двигательных актов при нормальном мышечном тонусе, отсутствии параличей и прочих отклонений.
Об этом нарушении стало известно в начале прошлого столетия. Изначально оно называлось «синдромом неуклюжего ребенка» и это действительно так: у таких детей буквально все валится из рук, они очень неуклюжи и часто падают на ровном месте. При этом это не просто «неуклюжесть», а невозможность интеграции между движением и мыслительными функциями.
Изначально этот диагноз употреблялся исключительно в неврологии. Но чем больше изучалось это нарушение, тем больше появлялось оснований рассматривать его с точки зрения нейропсихологии и логопедии (если речь идет об артикуляционной диспраксии).
Основные причины
Различные формы диспраксии диагностируются у детей в возрасте 3-6 лет, при этом чаще всего этому нарушению подвержены мальчики. Часто присутствуют сопутствующие расстройства письма, речи, гиперактивность и т.д. При этом важно понимать, что такой ребенок не является умственно отсталым, если нарушение не сочетается с заболеваниями ЦНС и педагогической запущенностью. Интеллект развивается на том же уровне, что и у других детей, либо даже на более высоком уровне.
Диспраксия у детей может быть первичной или вторичной. В первом случае причины нарушения не связаны с невропатологическими нарушениями. В случае вторичной диспраксии она является следствием ДЦП, черепно-мозговой травмы, различных патологий нервной системы и т.д.
Среди возможных причин диспраксии в детском возрасте можно выделить:
- Тяжелое течение беременности. Стрессы, лекарственная интоксикация, кислородное голодание плода – все это может повлиять на недостаточное развитие двигательного анализатора и нейронных путей, которые формируют программу действия.
- Генетическая предрасположенность.
- Наследование по прямой линии (от родителей).
В основе данного нарушения лежит не повреждение, а именно недоразвитие связей между нейронами. По этой причине нервный импульс, который возникает в коре головного мозга, не находит путь к двигательному аппарату.
Виды диспраксии
В зависимости от того, какой участок коры головного мозга не сформирован, выделяют несколько основных видов диспраксии.
По механизму:
- Эфферентная диспраксия (кинетическая). Проблемы выполнения серии последовательных движений в виде сложности переключения внутри моторной программы. Ребенку трудно переключаться с одного действия на другое (к примеру, ему трудно плавать, бегать или танцевать под быструю музыку).
- Афферентная диспраксия (кинестетическая). Связана с нарушениями мелкой моторики, выполнением мелких движений руками: печатать на компьютере, застегивать пуговицы и т.д.
По замыслу:
- Идеамоторная. Невозможность выполнения действий по команде (при сохранности спонтанности движений).
- Идеаторная. Нарушение составления схемы сложного действия, серии последовательных движений при выполнении какой-нибудь сложной операции.
По локализации:
- Артикуляционная диспраксия (вербальная). Наблюдается неясная, смазанная речь, вызванная затрудненной координацией мышц, отвечающих за произнесение звуков.
- Оральная диспраксия. Характеризуется сложностями в выполнении движений языком и губами.
Пальцевая диспраксия. Сложности воспроизведения движений пальцами рук.
По виду деятельности:
- Конструктивная. Возникают сложности при составлении целого из частей (собирание конструктора, складывание частей разрезанной картинки и т.д.).
- Пространственная. Возникают сложности в овладении понятий «верх-низ», «право-лево», в результате чего наблюдается нарушение ориентации собственного тела в пространстве.
- Мимическая (выразительная). Характеризуется неспособностью выражать эмоции при помочи мимической мускулатуры.
Основные симптомы
Конкретные симптомы диспраксии у детей зависят от того, какой вид данного расстройства диагностирован. Все проявления можно объединить в 4 группы: проблемы с удержанием равновесия и выполнением движений, сложности с подвижными играми, проблемы с речью и графические трудности.
Выделим общие симптомы данного нарушения:
- Позднее овладение моторными навыками. Как правило, такие дети позже остальных начинают сидеть, ползать, ходить и т.д. Они медленно учатся самостоятельно есть и держать в руках столовые приборы.
- Трудности с определением ведущей руки.
- Неловкость в движениях.
- Частые спотыкания во время ходьбы, падения.
- Неловкость в подвижных играх. Такие дети с трудом ловят и бросают мяч, плохо прыгают со скакалкой. Неумение стоят на одной ноге, ездить на велосипеде и т.д.
- Пропуски, искажения, замены сложных звуков более простыми. Трудности с освоением навыков письма и чтения.
- Проблемы с памятью (ребенок забывчив).
- Чувствительность к прикосновениям (даже легким).
- Нарушения сна и т.д.
Отличия диспраксии от алалии
Вербальная диспраксия отличается избирательными, но довольно стойкими нарушениями звукопроизношения, которые сопровождаются проявлениями иннервационной недостаточности артикуляционных органов. При этом грубые нарушения тонуса артикуляционных мышц отсутствуют.
Важна правильная дифференциальная диагностика, которая позволяет отличать ее от других нарушений речи. В частности, артикуляционная диспраксия имеет следующие отличия от моторной алалии:
- Лексикон развит достаточно хорошо, хотя и может отставать от возрастной нормы.
- Фразы и предложения построены грамматически правильно.
- Ребенок может оперировать словами.
- Устное и письменное составление текстов не нарушено.
Способы коррекции
Если ребенку поставлен диагноз диспраксия, то родителям крайне важно знать, какие именно способы коррекции используются в современной практике.
Дети с диспраксией нуждаются в комплексной коррекции двигательных навыков. Им полезны различные виды физической активности (плавание, прыжки на батуте и т.д.). Физическая реабилитация включает в себя следующие медицинские методы:
- оздоровительный массаж;
- физиотерапия;
- кинезиотерапия.
Помимо этого, лечение включает в себя нейропсихологическую коррекцию и логопедические занятия. Практикуется суджок-терапия, пальчиковая гимнастика, различные сенсомоторные игры, арт-терапия.
Логопедическая работы выстраивается с учетом выявленных нарушения устной и письменной речи. Проводится массаж артикуляционных органов, постановка и автоматизация звуков. В структуру занятий обязательно включается логоритмика.
Статья проверена: Леонова Зоя Леонидовна
Посттравматическое стрессовое расстройство у детей
Дифференциация звуков Ч и Ц
авторизуйтесь