Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Речевые нарушения все чаще встречаются среди детей как дошкольного, так и школьного возраста. Многие из них обусловлены различными тяжелыми множественными нарушениями развития. И родителей таких детей в первую очередь интересует вопрос – к какому именно специалисту следует обращаться за помощью?
Для большинства обывателей вообще остается загадкой, чем отличается логопед от дефектолога, поэтому они теряют драгоценное время, обращаясь не к тому специалисту. Чтобы избежать этих ошибок, важно понимать, какой именно функционал у логопеда и логопеда-дефектолога, какие именно проблемы они решают, а также в каких случаях необходимо обращаться именно к дефектологу.
Кто такой логопед-дефектолог
Дефектология (или коррекционная педагогика) – это наука, которая изучает процесс обучения и адаптации детей, имеющих определенные особенности развития. Она разрабатывает методики, которые помогают скорректировать имеющиеся нарушения.
Она делится на несколько отраслей:
- Логопедия (коррекция речевых нарушений).
- Олигофренопедагогика (коррекция интеллектуальных нарушений – ЗПР, умственная отсталость и т.д.).
- Тифлопедагогика (обучение детей с нарушениями зрения, а также коррекция сопутствующих нарушений развития).
- Сурдопедагогика (обучение детей с нарушениями слуха, а также компенсация вторичных нарушений).
Логопед-дефектолог – это специалист, который занимается коррекцией тяжелых речевых нарушений у детей, возникающих на фоне психических и генетических патологий, с детьми после черепно-мозговых травм и т.д.
В коррекционном учреждении данный специалист может быть закреплен за определенной группой воспитанников либо курировать всех детей. В большинстве случаев это детский специалист, но в некоторых случаях он работает с подростками и со взрослыми.
Данную специальность можно получить на дефектологическом факультете педагогического университета на кафедрах логопедии и дефектологии, или же на факультете коррекционной педагогики и психологии.
Разница между логопедом и логопедом-дефектологом
Большинство родителей детей с особенностями развития интересует, в чем отличие логопеда от логопеда-дефектолога? Для начала нужно сказать, что у этих специалистов есть много общего. В частности, их специализация находится на стыке педагогики, психологии и медицины, но они не являются врачами. Другой момент, который их объединяет – оба специалиста помогают детям в преодолении их речевых и иных нарушений, чтобы они были более адаптированы к окружающему социуму.
Если говорить об отличиях, то логопед-дефектолог специализируется на помощи детям с особенностями психофизического развития. Его функционал очень широк, поэтому кроме развития речевых навыков, он корректирует и другие ВПФ.
Логопед же работает с детьми с сохранным интеллектом, когда требуется коррекция звукопроизношения, дикции. Он учит их правильному построению предложений и т.д. Логопед необходим, если проблема сводится к индивидуальным особенностям речевого развития при отсутствии сопутствующих патологий развития.
Другое отличие заключается в том, что логопед-дефектолог может начинать работу с ребенком в достаточно раннем возрасте – примерно с 1-1,5 лет. Большинство же логопедов начинает работать с детьми с 3-4 лет, когда становится понятно, какие именно нарушения необходимо корректировать.
Показания для обращения к логопеду-дефектологу
Логопед-дефектолог необходим для детей, у которых диагностированы следующие отклонения от нормы в физическом и психическом развитии:
- Расстройство аутистического спектра. Оно выражается нарушением социальных контактов, стереотипностью поведения, нежеланием ребенка идти на зрительный контакт и другими проявлениями.
- Детский церебральный паралич – группа расстройств двигательного характера, которые формируются на фоне повреждения структур мозга в перинатальном периоде.
- Нарушения речи, спровоцированные проблемами со зрением (слабовидящие и слепые дети) и со слухом (глухие и слабослышащие дети).
- Задержка психического развития. Может возникать на фоне внутриутробных инфекций, недоношенности плода, патологий беременности и т.д. В этом случае нарушения затрагивают не только речь, но и высшие психические функции.
- Умственная отсталость. Она сопровождается нарушениями речи, интеллекта, эмоционально-волевой сферы и моторики.
В ряде случаев при сохранном интеллекте, но при неустойчивости эмоционально-волевой сферы и поведения, ребенку может быть рекомендована работа с логопедом-дефектологом.
Важно понимать, что данный специалист не занимается лечением вышеуказанных нарушений, а оказывает помощь в компенсации и корректировки дефектов развития, которые возникают на их фоне.
Проблемы, с которыми работает логопед-дефектолог
Логопед-дефектолог специализируется на решении проблем вторичных нарушений у детей с умственной отсталостью, расстройством аутистического спектра, ДЦП, глубокой задержкой психического развития, а также задержкой речевого развития различного генеза.
Работа специалиста бывает осложнена в следующих случаях:
- Тяжелые формы нарушения у ребенка.
- Нежелание ребенка идти на контакт со взрослым (такое часто встречается при расстройствах аутистического спектра).
- Ограничение физических возможностей ребенка (нарушения моторной системы приводят к осложнению координирования мышц речевого аппарата).
- Непонимание необходимости специализированной помощи со стороны родителей. Важно донести до них, что их ребенок «не больной», а что у него есть определенные особенности психофизического развития и что ему необходима помощь в условиях специализированного учреждения или группы. И чем раньше начать эту работу, тем больше вероятности в компенсации недостатков развития и скорейшей социализации ребенка.
Логопед-дефектолог в ДОУ и школе: основные обязанности специалиста данного профиля
Специалист данного профиля может работать в дошкольном образовательном учреждении, школе, либо различных медицинских и реабилитационных учреждениях. Он проводит:
- диагностику речевого развития детей с особенностями психофизического развития;
- профилактику и коррекцию звукопроизношения;
- работу по формированию правильного ритма и скорости речи;
- коррекцию по устранению нарушений голоса;
- работу при нарушении чтения и письма.
В список его должностных обязанностей входит:
- Диагностика детей, согласно особенностям их психики, возрасту. Специалист должен вести индивидуальные логопедические карты обследования на каждого ребенка. При необходимости логопед-дефектолог направляет ребенка к другим узким специалистам (неврологу, окулисту, сурдологу, генетику и т.д.).
- Взаимодействие с родителями каждого ребенка, предоставление им полной информации о проводимой работе, динамики развития речи. Оказание консультационной помощи в рамках своей компетенции.
- Проведение систематических индивидуальных и подгрупповых занятий по устранению проблем с речью.
Для диагностики психоречевого развития используются различные невербальные и вербальные методики, которые направлены на оценку параметров и показателей общения у детей, их инициативности, познавательной активности и т.д.
После диагностики специалист подбирает оптимальные методы и приемы коррекции, а также разрабатывает подробный план дальнейшей работы. Он проводит специальные упражнения, которые направлены не только на улучшение речевых и письменных навыков, но и на повышение способности к социальной адаптации и обучению.
Что нужно для того, чтобы работать дефектологом?
Профильное образование для логопеда-дефектолога – это базовое требование, необходимое для трудоустройства.
Обучение на дефектолога проводится на психолого-педагогическом факультете. Обучение на кафедре коррекционной педагогики и психологии по данному направлению позволяет получить диплом бакалавра или магистра. Иными словами, это специальность, которой нужно учиться в высшем учебном заведении, т.е. недостаточно пройти обычные курсы.
Чтобы работать этим специалистом, необходимо наличие определенных профессиональных и личностных качеств:
- Умение применять на практике те знания, которые были получены в процессе обучения по специальности.
- Желание совершенствоваться и заниматься самообразованием с целью повышения своей квалификации.
- Ответственное отношение к своим профессиональным обязанностям.
- Очень важна любовь к детям, потому что это базовый момент для этой профессии.
- Стрессоустойчивость и терпеливость.
- Умение творчески подходить к своей работе.
Обучение логопедов-дефектологов практикуется в различных государственных университетах России: Челябинском, Магнитогорском, Тюменском и т.д. Можно поступить в различные ВУЗы Москвы и Санкт-Петербурга: МГППУ, Институт психоанализа, Педагогический университет, ИСПИП им. Рауля Валленберга, РГПУ им. А.И.Герцена и др.
авторизуйтесь