Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Логопеду часто приходится использовать в своей работе различные методики для достижения результата. Часто они сочетают в себе медицинский и педагогический аспект.
В учреждениях здравоохранения в основном работают клинические логопеды. Эти специалисты помогают восстановить речь у взрослых или сформировать её у детей с тяжёлыми нарушениями речи, ликвидировать патологии глотания и жевания, скорректировать поведение и обучаемость ребёнка.
Поэтому у многих сложилось впечатление, что логопед, работающий в медицинской сфере, является врачом.
Это не так, потому что логопед – это в первую очередь педагог. Но в процессе своей коррекционной работы логопедам приходится сталкиваться с пациентами (детьми, подростками и взрослыми), у которых есть медицинские проблемы. Чтобы их решить, важна комплексная работа логопеда с целой группой других специалистов – хирургов, неврологов, отоларингологов, психиатров и т.д.
В результате этого сформировалась относительно новое направление – клиническая логопедия. Чтобы соответствовать всем требованиям, специалист должен обладать хорошей теоретической базой и практическими навыками в таких направлениях, как:
- Центральная нервная система: анатомия и физиология.
- Виды заболеваний ЦНС.
- Основы клинической и нейропсихологии.
- Методы логопедической реабилитации, в том числе лиц с заболеваниями мозга.
- Логопедический массаж.
А также постоянно проходить повышение квалификации по данным дисциплинам.
Где учат на клинического логопеда?
Обучением специальности «Клинический логопед» занимается несколько высших учебных заведений, при этом все они являются педагогическими. Наиболее известны московские МПГУ и МГПУ, а также РГПУ им. Герцена, расположенный в Санкт-Петербурге. В каждом из этих университетов есть дефектологические факультеты, которые занимаются обучением этих специалистов.
После окончания обучения, дипломированный логопед может выбрать 3 направления своей дальнейшей деятельности – социальная защита, педагогика и медицина. Собственно, те, кто выбирает медицину и становятся клиническими логопедами. Критерии диагностики и коррекционной работы постоянно меняются и совершенствуется, поэтому специалист должен оставаться в курсе последних тенденций. Поэтому крайне важна переподготовка клинического логопеда, которая позволяет ему совершенствовать свои навыки и умения.
Какими знаниями должен обладать клинический логопед?
Профессиональные клинические логопеды должны разбираться с самыми различными вопросами. Вот основной перечень знаний, которые необходимы специалисту в его работе:
- Анатомия ЦНС. Он должен разбираться, как именно устроен спинной и головной мозг. Также важно понимать степень выраженности нарушений в зависимости от локализации поражения и других факторов.
- Физиология ЦНС. Основные особенности разных временных промежутков развития нервной системы. Понимание того, какие отделы мозга за какие функции отвечают.
- Особенности заболеваний ЦНС. Основные особенности патологий, что именно приводит к их развитию. Необходимо знать, как именно заболевания ЦНС проявляют себя у лиц разного пола, возраста и т.д.
- Основы клинической психиатрии. Особенности состояния психики при разных заболеваниях и состояниях.
- Нейропсихология. Основная информация о межполушарных взаимодействиях, понимание основ нейрореабилитации.
- Дизартрия. Формы и степени проявления. Методики коррекционной работы при различных формах дизартрии.
- Ринолалия. Изучение нарушения звукопроизношения и голосообразования по причине дефектов функционирования и строения речевого аппарата. Основная классификация. Основные методики коррекционной работы.
- Логоневроз. Понимание специфики заикания, степени проявления и формы. Основные способы работы с лицами разного возраста.
- Афазия. Классификация, основные стадии и формы. Методики логопедической работы в зависимости от вида афазии.
- Логопедический массаж. Основные виды массажа. Использование техник логопедического массажа при различных нарушениях речи. Инструментарий и его обработка.
- Этические моменты. Специфика общения специалиста с детьми, с разными типами пациентов, а также с родителями детей.
- Понимание юридической стороны вопроса, основных законов, касающихся его деятельности. Порядок заполнения документов и т.д.
Список достаточно большой, поэтому крайне важна правильная подготовка специалиста. Помимо обучения, нужно проходить профессиональные логопедические курсы для повышения квалификации.
авторизуйтесь