Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Музыкально-логопедические занятия, как средство преодоления задержки речевого развития
Автор: Татьяна Яковлева
Задержка речевого развития у детей раннего возраста, воспитывающихся в детских закрытых учреждениях, является одной из актуальных проблем. Отставание развития речи у данной категории детей обусловлено многообразием причин, независящих от нас.
С одной стороны дети нашего учреждения имеют: отягощенный анамнез, а другой стороны причинами задержки являются:
- задержка довербального развития – это более позднее развитие голосовых реакций, как гуление, лепет, которые характеризуются низкой интонационностью, бедностью и ограниченностью звукового состава, в результате чего – несовершенство артикуляций.
- дети, растущие в закрытом детском учреждении, общаются с большим количеством взрослых, сменяющих друг друга, отличающихся разными программами поведения. Общение с ними обычно менее эмоционально насыщено. Воспитатель при общении с детьми, чаще обращается к детям, а не индивидуально к каждому ребёнку это в свою очередь не активизирует слух и не стимулирует развития коммуникативной функции речи.
Проанализировав опыт работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития, я сделала вывод, что в целях оптимизации коррекционно – логопедической работы целесообразно использовать музыкально - логопедические занятия, для преодоления задержки речевого развития у детей раннего возраста.
При использовании музыкально – логопедических занятий, преследуются разнообразные цели - расширение словаря детей, постановка и автоматизация звуков, развитие фонематического восприятия.
Такие комплексные занятия позволяют решать различные коррекционно – развивающие задачи.
- Обогащать словарь ребёнка;
- Активизировать речевые умения;
- Развивать эмоциональную сферу ребёнка;
- Совершенствовать координацию речи с движением;
- Развивать мелкую моторику пальцев рук;
- Стимулировать развитие коммуникативной функции речи ребёнка;
- Обогащать сенсорный опыт детей.
Применение конспектов интегрированных занятий способствует благоприятному развитию неречевых и речевых процессов.
Неречевые процессы: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляции мышечного тонуса; активизация всех видов памяти;
Речевые процессы: воспитание правильного звукопроизношения, развитие навыка различать на слух речевые и неречевые звуки; совершенствование звуковой, лексической, грамматической стороны речи.
Для развития всех выше перечисленных процессов я использую авторские разработки согласно лексической теме для звукоподражания, развития речевой функции, дикции, голосовых и дыхательных функций и фонематического слуха, в которые включаю музыкальное сопровождение предложенные Е. Железновой.
Тесная взаимосвязь специалистов дома ребёнка, совместное планирование и проведение занятий, является необходимым условием для получения хороших результатов. Песенный и танцевальный репертуар разучивается на музыкальных занятиях. Речевые упражнения и игры с одновременным выполнением действия без музыкального сопровождения отрабатываются на индивидуальных логопедических занятиях, а воспитатель закрепляет знания в свободное время.
В ходе музыкально – дидактических игр можно отрабатывать артикуляционные, мимические и голосовые упражнения. Все виды логоритмических игр, упражнений предлагаюся детям в сочетании с какой – либо ритмической основой: под музыку, под счёт или словесное, или чаще стихотворное сопровождение.
Данные занятия является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающие исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием таких занятий дети глубже погружаются в игровую ситуацию, создаётся благоприятная атмосфера усвоения изучаемого материала. Знания усваиваются детьми быстрее, так как их подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать одновременно все виды памяти (слуховую, двигательную и зрительную).
В результате использования музыкально – логопедических занятий к концу обучении у детей прослеживается положительная динамика речевого развития, а у некоторых детей речь приближается к возрастной норме.
Конспект логопедического занятия «В гости к снеговику»
Цели:
Коррекционная: Совершенствование артикуляционной моторики. Постановка звука «Ш». Формирование связной речи
Обучающая: Закрепление знаний о времени года зима
Воспитательная: Развитие координации речи с движением под музыкальное сопровождение.
Ход занятия:
Логопед вместе с детьми заходит в зал.
Логопед: Для начала встанем в круг
И друг другу улыбнемся
Мы готовы поиграть? (Да)
Значит можно начинать.
Музыкальное сопровождение «Здравствуйте ладошки!»
Слова и музыка М. Картушиной
Приветствие:
Здравствуйте ладошки! – Хлоп- хлоп- хлоп!
Здравствуйте ножки! – Топ-топ-топ!
Здравствуйте щёчки! – Плюх- плюх- плюх!
Здравствуйте губки! – Чмок-чмок-чмок!
А теперь пройдем, сядем на стульчики за стол, Логопед просит детей представиться.
Логопед: Ребята, какое время года у нас на улице?
Дети: Зима
Логопед: Молодцы. Правильно. Зима, она какая?
Дети: холодная, снежная, белая, пушистая и т.д.
Логопед: А в какие игры вы любите играть зимой на улице?
Дети: лепить снеговика; играть в снежки, кататься на санках.
Логопед: Молодцы!
На дворе у нас мороз,
Мёрзнут щёчки,
Мёрзнет нос,
Это зимушка – зима,
Снег и холод принесла.
Артикуляционная и пальчиковая гимнастика
Упражнение «Лопатка»
Снова к нам зима пришла, Положить язык на нижнюю губу,
Много снега принесла. удерживать его неподвижно
Упражнение «Горка»
Чтобы с горки прокатиться Рот открыт, кончик языка
Сначала надо потрудиться. упирается в нижние зубы,
среднюю часть языка выгнуть горкой
Катим, катим снежный ком Надуть щеки и удерживать их
Будим строить снежный дом. несколько минут
Мы смеялись, мы играли, Поднести ладони к лицу
Ну, а ручки замерзали- И выдохнуть со звуком [Х]
Надо ручки пожалеть,
Надо ручки нам погреть.
Ша-ша- ша, снег кружится не спеша «Фонарики» кистями рук
Шо-шо-шо, мы гуляем хорошо «Пальчики шагают»
Ши-ши-ши, свежим воздухом дыши Вдох через нос, выдох через рот
Шу-шу-шу , я домой спешу «Пальчики шагают»
(Авторская разработка)
Ветер дует, снег валит Растянуть губы в улыбку,
Нам домой идти велит. Пустить холодную воздушную струю.
Упражнение «Часики»
Ой, девочки, мы с вами заигрались, а сколько у нас времени посмотрите на часики. Нам пора домой нас мама ждёт.
Упражнение «Лошадка»
Мы с вами пешком быстро не доберёмся, поэтому мы с вами поедем на лошадке.
Скачем, скачем на лошадке.
Очень цокать нам приятно.
Ритм копытца отбивают.
Язычок им помогает.
Упражнение «Пирожки»
Приехали домой вовремя, а мама испекла нам пирожки.
За окном опять снежок,
А я все ем свой пирожок.
Упражнение «Чашечка»
Мы поели пирожки, и запили сладким чаем.
Логопед: Девочки сегодня утром пришло письмо, оно адресовано Маше и Милане. Это вы?
Ответы детей (Да)
Логопед: Давайте, письмо откроем и прочтём.
Логопед открывает письмо и читает:
Из зимнего леса пишу вам друзья
Остался один на полянке я.
Очень грустно одному,
Сильно я скучаю,
Очень, очень я боюсь,
Что с тоски растаю.
Кто же это нам письмо прислал? Ничего не понимаю. Может, вы девочки знаете?
Ответы детей (Снеговик)
Логопед: Надо нам тогда отправиться в зимний лес, и поиграть со снеговиком. Пойдем?
Дети: Да.
Логопед: Хорошо, теперь мы встаём и отправляемся в путь.
По сугробам мы идём высоко поднимают ноги
Ноги поднимаем
А по льду легко – легко на носочках
Тихонечко шагаем
В гости мы к снеговику спешим бег
Поиграть мы с ним хотим
Тихо в зимнем лесу, но что я слышу. Кто это стоит? Да ведь это снеговик!
Снеговик стоит унылый,
Скучно всё же одному.
Мы сейчас ему покажем,
Как слепить его расскажем.
(Авторская разработка)
Упражнение «Снеговик»
Раз - рука, два - рука - вытягиваем вперёд одну руку, потом другую
Лепим мы снеговика! имитируем лепку снежков
Три - четыре, три - четыре, поглаживают ладонями шею
Нарисуем рот пошире! "рисуем" рот
Пять - найдем морковь для носа, кулачок приставили к носу
Угольки найдем для глаз. кружки из пальцев приставить к глазам
Шесть - наденем шляпу косо. приставляют ладони ко лбу “козырьком”
Пусть смеется он у нас. растирают лоб.
Семь и восемь, семь и восемь, « пружинка»
Мы сплясать его попросим.
Дети: Здравствуй снеговик!
Снеговик: Здравствуйте ребятишки, очень рад, что вы ко мне пришли в гости.
Логопед: Мы пока тебя нашли, замерзли. Давай вместе согреемся и попляшем.
Звучит композиция Железновых «Мороз»
Снеговик: Молодцы ребятки! Развеселили меня. Спасибо вам большое. Но у меня для вас есть сюрприз. Интересный кукольный театр. Кто знает, как называется эта сказка?
Дети: Заюшкина избушка.
Логопед: Вернёмся домой и поиграем. А теперь нам пора возвращаться. Давайте попрощаемся со снеговиком.
Дети: До свидания, снеговик.
Дети возвращаются домой, выполняя упражнение «По сугробам мы идем». Садятся на стульчики, логопед достает персонажей сказки «Заюшкина избушка», и просит детей рассказать и показать сказку.
Музыкальное сопровождение «До свидания ладошки!»
Слова и музыка М. Картушиной
авторизуйтесь