Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Опыт использования специальных символов звуков на занятиях по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ОНР III
Екимова Анастасия Николаевна
В данной статье рассматриваются аспекты работы учителя – логопеда по использованию символов звуков на занятиях по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Специфика и важность данной темы заключается в следующем: в последнее время растет количество детей с нарушенным фонематическим восприятием, что приводит к низкой сформированности навыков звукового анализа и синтеза, и как следствие трудностям при овладении навыками чтения и письма. Данная работа направлена на обмен опытом по использованию данного метода в работе с детьми.
В своей статье я хотела бы поделиться опытом по использованию специальных символов звуков на подгрупповых занятиях по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста.
В современной методической литературе процесс формирования навыков звукового анализа и синтеза освещен недостаточно. Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. Среди них значительную часть составляют дети 4 -6 летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка.
Несформированность навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста, наряду с другими нарушениями, приводит к возникновению сложностей на этапе обучения грамоте. Для того чтобы грамотно писать, ребёнку необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова из слогов и звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности. Навык чтения формируется у ребёнка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова.
Если мы хотим, чтобы ребёнок усвоил письменную речь (чтение и письмо), следует обучить его звуковому анализу и синтезу. В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка.
В ходе логопедической работы по коррекции речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи были выявлены значительные отклонения в формировании фонематических представлений, лежащих в основе звукового анализа. Затруднения и ошибки в первую очередь были связаны с недостаточным овладением звуковым составом слова, смешением акустических сходных звуков, неполноценностью звукового анализа и синтеза.
Исходя из данных литературы можно сделать вывод, что изучение звуков происходит в процессе аналитико-синтетической работы над словом, то есть ребенок овладевает основными навыками звукового анализа (мысленного расчленения слова на составляющие его звуки), а также синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое). И только потом происходит знакомство с обозначением звуков буквами. В школе этот период (добукварный) длится примерно одну-две недели, и не каждый ребенок в состоянии за столь короткий срок усвоить весь объем необходимых сведений.
Психологическое изучение процесса письма у начинающего показывает, что ребенок не может записать ни одного слова, не проговорив его, и длительное время использует это проговаривание вслух. Важно, чтобы такое воспроизведение звуковой оболочки слова стало правильным, анализирующим, по-слоговым.
Использование авторской символики (разработанной Ткаченко Т.А.) позволяет наиболее эффективно готовить детей с проблемами в речевом развитии к усвоению чтения и письма. Применение зрительных символов гласных и согласных звуков, позволяет добиться стойких, быстрых, осознанных навыков звукового анализа у детей не только с ОНР, но и с задержкой психического развития. Слияние звуков, материализованных с помощью символов, есть моделирование чтение, а составление слов с помощью тех же символов – аналог письма. Только и то и другое происходит в облегчённом, занимательном, игровом варианте.
Детям, имеющим общее недоразвитие речи, доступна далеко не вся символика. Например, сложные части предметов, элементов букв или цифр не воспринимается детьми данной категории. Автор данной методики предложил такие символы, которые легко усваиваются, быстро запоминаются и однозначно ассоциируются детьми с соответствующими звуками родного языка. Причём, при выборе логических связей автор учитывал характерные особенности детей, имеющих недоразвитие речи, а также своеобразие их внимания, восприятия, мышления и памяти.
Т. А. Ткаченко увязывает цвет символов с общепринятой символикой (красные квадраты для гласных звуков и синие для согласных). Такой подход даёт возможность детям перейти от зрительного символа, который вызывает прямую аналогию со звуком, к общепринятым квадратам.
При выборе условных обозначений для гласных звуков автор подбирал аналогию, которую можно воспроизвести легко и быстро, а также проконтролировать в случаях затруднений. Для этого педагогу достаточно обратить внимание ребёнка на положение губ при артикуляции соответствующего гласного звука и соотнести каждую артикулемму со знакомыми детям геометрическими формами (звук У обозначается – маленьким кружком, звук А – большим, И - горизонтальной полоской, О – овалом).
Согласные звуки воспринимаются и дифференцируются дошкольниками сложнее.
Т.А. Ткаченко предложила к зрительному символу использовать дополнительно жестовый символ. Жестовый символ обогащает слуховой и зрительный образы каждого согласного звука, создавая дополнительную опору восприятию и расширяя звуковую рецепцию. Такое комплексное воздействие различных ощущений (слуховых, зрительных, мышечных, кинестетических) многократно усиливает фонематические представления ребёнка.
Таким образом, развивая фонематическое восприятие детей с ОНР с помощью зрительных символов, мы создаём базу, на которой происходит дальнейшее формирование звукового анализа и синтеза.
Данный метод получил широкое распространение среди работников дошкольных учреждений. По многочисленным откликам коллег, применение зрительных символов гласных звуков позволило им добиваться стойких, быстрых, осознанных навыков звукового анализа не только у детей с тяжелыми речевыми нарушениями, но и у дошкольников, страдающих задержкой психического, а также интеллектуального развития.
С символами детей знакомят постепенно, по мере изучения соответствующих согласных звуков.
Порядок усвоения согласных звуков обусловлен их акустическими и артикуляционными особенностями, которые влияют на восприятие и воспроизведение каждого звука детьми 4-летнего возраста.
С помощью символов педагог может формировать следующие навыки:
- синтез звуков в слоги и слова, то есть моделирование чтения;
- определение позиции звука (начало, середина, конец слова);
- определение наличия, либо отсутствия звука в слове;
- дифференциация акустически и артикуляционно близких фонем (Б — П, Т — Д, К -Г, К — X, С — 3, С — Ш и пр.);
- анализ звукового состава слова;
- подбор слов с заданным звуком и т.п.
Синтезируя слова с помощью символов мы легко, в игровой форме, при большой заинтересованности детей достигаем у них навыка слияния звуков, моделируем процесс чтения. Анализируя (расчленяя) полученные после соединения звуков слова, мы подготавливаем дошкольников к правильному, грамотному письму.
Опыт собственной педагогической деятельности по данной теме
На занятиях по обучению грамоте дети старшего дошкольного возраста начинают знакомство со звуками. Для более простого и быстрого усвоения звуков я предложила детям наглядный материал в виде специальных символов звуков, разработанный Т.А.Ткаченко. Данные символы легко запоминаются детьми, они быстро воспроизводятся, логически связанны со звуковым аналогом, усиливают звуковое восприятие ребенка путем дополнительной опоры на различные анализаторы. Все это способствует более легкому усвоению навыков звукового анализа и облегчает дошкольникам подготовку к обучению грамоте. Автор попыталась увязать данные символы с общепринятой символикой, так красный цвет соответствует гласным звукам, а синий-согласным. Связь с традиционной системой, облегчает дальнейшую дифференциацию на гласные и согласные звуки. Символы гласных звуков соответствуют артикуляционным укладам при их произношении. Символы согласных звуков, ассоциируются с предметом, который может издавать соответствующий звук. Дополнительно используется жест.
На первом занятии по знакомству со звуком проводится работа по сопоставлению его с соответствующим символом.
Детям предлагаются следующие виды заданий:
- Дать характеристику звука;
- Подобрать картинки с данным звуком;
- Рассортировать картинки по соответствующим звукам;
- Назвать слова на данный звук (также слова, где звук в середине слова, в конце слова). Во всех заданиях звук предъявляется в виде символа.
В дальнейшем, по мере знакомства с большим количеством звуков, предлагаются дополнительные варианты работы с символами. Проводится работа по формированию навыков звукового анализа и синтеза, подготовка к овладению чтением и письмом. Символы используются как самостоятельный элемент, так и в структуре различных обучающих карточек.
К вышеперечисленным вариантам работы с символами добавляются следующие задания:
- Выложить соответствующие символы ( звуки, звукокомплексы, слова, предъявляются на слух)
- Прочитать слово и подобрать картинку. Выполнить звуковой анализ, данного слова.
- Выложить слово из символов к определенной картинке.
Выполнение комплексных карточек, направленных на работу со звуками, на совершенствование навыка звукового анализа и синтеза, и чтения. Одновременно даются задания, направленные не только на работу с символами, но и на ориентировку на листе (понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз»). Ребенку предлагается две карточки: основная- с символами и дополнительная-с направлением ходов. Совершая ходы, ребенок узнает зашифрованные символы, выкладывает их в определенной последовательности и определяет название предмета, которое было зашифровано. Подбирает соответствующую картинку и выполняет звуковой анализ слова. Также, еще одним вариантом данного задания, является угадывание слова не по стрелочкам, а по сочетанию букв и цифр. Например, А4, т. е. символ зашифрован на пересечении буквы А и цифры 4.
В подготовительной группе начинается этап знакомства с буквами. На этом этапе детям предлагаются дополнительные задания с применением символов:
- подбери к символу соответствующую букву;
- замени символ в слове знакомой буквой;
- чтение карточек, в которых слова написаны с помощью символов и изученных букв.
Применение данных карточек вызывает у детей интерес к занятиям, они становятся более активными. Им интересен процесс поиска символов, угадывания зашифрованной картинки. Звуковой анализ происходит в интересной, игровой форме.
Благодаря использованию символов дети легче усваивают процесс слияния звуков в слоги, слова. Данная наглядность способствует более быстрому овладению навыками звукового анализа и синтеза.
авторизуйтесь