Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Н. Б. Геллер
ГБДОУ д/с № 11 компенсирующего вида Калининского района, Санкт-Петербург, Россия
Современные исследования проблематики врожденной расщелины нёба показали, что раннее (до 18 мес.) хирургическое лечение врожденных расщелин мягкого и твердого нёба обеспечивает адекватную анатомо-физиологическую базу для направления речевого развития детей в русло возрастной нормы (Гончаков Г. В., Притыко А. Г., Гончакова С. Г., Рубцова Н. В., 2009; Russel J., 1993).
Значительная часть детей после ранних реконструктивных операций на небе не имеет нарушений тембральной окраски голоса. Нарушения звуковой стороны речи отсутствуют, либо не носят специфического для открытой ринолалии характера и являются признаками дислалии или артикуляторной диспраксии.
Практическое изучение вопросов предупреждения и выявления расстройств речи у детей с врожденной расщелиной нёба в условиях выполнения велопластики и уранопластики до начала формирования фразовой речи подтверждает актуальность широкого внедрения профилактической логопедической помощи в структуру реабилитационных мероприятий при данной патологии.
В основу разработанной нами методики логопедической работы с детьми 0—18 месяцев при врожденной расщелине нёба положены исследования и методические материалы отечественных и зарубежных авторов: Л. И. Вансовской (1977), Т. В. Волосовец (1995), Т. Н. Воронцовой (1966), Т. Ю. Деруновой (2003), М. Зеемана (1956), И. И. Ермаковой (1966), А. Г. Ипполитовой (1962), Е. И. Исениной (1986), А. Н. Корнева (2006), Н. В. Обуховой (2015), Т. С. Орловой (2005), Г. Н. Соломатиной (2005), Г. В. Чиркиной (2003), Е. Н. Albery (1986), М. Morley (1970), D. Sell, A. Harding, P. Grunwell (1999).
Цель методики — вызывание и подкрепление правильного дыхания, голосообразования и звукопроизношения у детей с врожденной расщелиной нёба.
Реализация поставленных задач (подкрепление доречевых вокализаций, лепетной речи и первых слов; стимуляция ротового направления выдыхаемого воздушного потока; поощрение повторения общих и артикуляционных движений; развитие слухового внимания и различения звуков) осуществлялась через обучение родителей игровому взаимодействию с ребенком для направленной стимуляции речевого развития.
Нами систематизированы и адаптированы для возраста 0—18 месяцев игры и приемы, основанные на развитии стремления повторять действия взрослых, использовать новые артикуляционные движения и звуки, вслушиваться в окружающие шумы и речевые звуки; определены тревожащие признаки возможной нёбно-глоточной недостаточности в возрасте от 18 месяцев и старше.
Апробация методики производилась в условиях поликлинического приема логопеда ЛОГБУЗ «Детская клиническая больница» и консультирования родителей с детьми в рамках благотворительных проектов «СмайлЛики» и «Информационная служба для родителей детей с врожденной расщелиной нёба» в 1994—2014 годах. На систематической основе работа велась с 230 детьми от 0 до 18 месяцев.
Эффективность предложенной методики подтверждается данными лонгитюдиного исследования: 60 % детей к 18 месяцем не имели признаков открытой ринолалии; 40 % детей с открытой ринолалией направлены на дальнейший курс логопедической коррекции в условиях поликлинического приема или речевых детских садов и школ, из них 10 % не смогли посещать логопедические занятия из-за отсутствия речевого детского сада по месту жительства и отказа родителей от речевой школы с интернатным типом пребывания. Из детей, достигших к 2017 г. не менее чем семилетнего возраста, открытая ринолалия отмечена лишь у 10 %, ринофония — у 5 % детей.
Таким образом, разработанная нами методика оказывает профилактическое воздействие на детей с врожденной расщелиной нёба, в существенном улучшении нуждается система логопедической помощи детям с открытой ринолалией из малонаселенных пунктов и малых городов.
авторизуйтесь