Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Т. Г. Визель
Институт дефектологии и медицинской психологии г. Москва.
Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, Россия.
Проблема безречия у детей, в том числе и импрессивного, с давних пор обсуждаются в литературе. Несмотря на это, пространство имеющихся описаний оставляет место для введенияв него новых подходов, восполняющих теоретические представления и конкретные диагностические и дидактические задачи.
Появление современной техники нейровизуализации сделало очевидным тот факт, что ранние очаговые поражения мозга не являются причиной неразвития речи. Прежние представления об аналогии мозговых механизмов развития афазии оказались окончательно устаревшими,а сменяющие их новые остаются пока дискутабельными.
В настоящей работе вниманию предлагается нейропсихологическая авторская концепциязакономерностей развития у детей слухового восприятия речи и его видов. Она основана насобственных предшествующих исследованиях, а также на имеющихся в области современныхнейронаук данных. Согласно им, основную роль в речевом развитии детей должны играть межзональные проводящие пути: а) ассоциационные, связывающие отдельные участки коры в пределах одного только полушария и б) комиссуральные, соединяющие полушария. Конкретно речьидет о сроках их миелинизации.
Этапы развития импрессивной стороны речи
На этапе I речевого развития главенствующая роль принадлежит физическому слуху (ФзСл).
На этапе II доминантную роль играют мозговые механизмы приобретения неречевого слуха(НрчСл). Этот вид слухового восприятия необходим для приобретения собственно речевогослухового гнозиса (РчСлГн-1), актуального на этапе III, так как именно из неречевых шумов извлекаются полезные акустические признаки, служащие основой для овладения звуками речи.
Способность различения звуков речи требует осуществления процессов левополушарной латерализации, а это возможно лишь при условии нормативных связей между полушариями. Несоблюдение этого условия ведет к отсутствию в экспрессивной речи звукоподражаний. На этапеIV вырабатывается способность дискретно воспринимать звуковой состав слова. При незрелости межзональных связей этого уровня ребенок не понимает слов из-за неспособности их расслышать. Регистрируется наличие условно речевой слуховой агнозии-2 (РчСлАгн-2). Не преодоленная своевременно, такая агнозия также ведет к безречию. Конечная ступень слухового восприятия речи (этап V) манифестирует наиболее высокий уровень обеспечения речи, а именнофонематический (языковой). На нем формируется способность понимать осмысленные слова,обозначающие объекты окружающего мира. Для этого необходимо участие наиболее высокойпо иерархии третичной височной коры левого полушария. Функции мозговых областей, воспринимающих и обрабатывающих объекты внешнего мира, интегрируются (вписываются) в речевой механизм понимания слова.
В результате межзональных взаимодействий и интеграций их функциональных ролей накаждом из этапов речевого развития специализируются переходные области мозга, предназначенные для оперирования интегративными по структуре и одновременно экономными поспособу мозговой реализации речевыми навыками. Благодаря им становится возможной беглаяразговорная речь (как импрессивная, так и экспрессивная).
Виды импрессивного безречия
Безречие на этапе I выступает как прямое следствие глухоты или тяжелой тугоухости. Наэтапе II может иметь место неречевая слуховая агнозия (НрчСлАгн). На этапе III вероятны проявления речевой слуховой агнозии-1 (РчСлАнг-1), то есть неспособности к звукоразличению.На этапе IV вероятны осложнения по типу речевой слуховой агнозии-2 (РчСлАгн-2), обусловливающей неспособность полноценно воспринимать на слух звуковой состав слова. На этапеV может обнаружиться нарушение функции восприятия речи, условно обозначенное здесь какафонемия (аФн), состоящее в неспособности перекодировать звуки речи в фонемы и соответственно в непонимании слов. Данный вид нарушения слухового восприятия речи известен подобозначением сенсорная алалия.
Коррекция безречия
Содержание коррекционного обучения при безречии определяется соблюдением сформулированного Л. С. Выготским принципа: развитие идет снизу вверх, а распад — сверху вниз.
Коррекционное обучение начинается с того этапа, на котором обнаруживаются неблагополучия. Используются прямые и обходные методы работы. Они включают широкий круг внешних опор, охватывающий разные модальности. Наиболее эффективным является оптико-тактильный метод, а не только для коррекции звукопроизношения, а для построения всех путейобхода безречия на основе приемов сенсорной интеграции.
авторизуйтесь