Логотип

Когнитивные нарушения у детей: причины, признаки и симптомы, диагностика

Когнитивные способности – это способности принимать, усваивать, обрабатывать информацию, решать различные задачи (не только математические) и генерировать новые идеи. К когнитивным способностям относятся память, внимание, концентрация, восприятие, чувства, воображение, логическое мышление, способность к принятию решений и способность понимать эмоции других людей (эмоциональный интеллект), регуляция произвольной деятельности и др.)

Изображение к статье: Когнитивные нарушения у детей: причины, признаки и симптомы, диагностика

Как определить наличие когнитивных нарушений у ребёнка?

На что же обратить внимание родителям? 

Обратите внимание на:

  1. задержку моторного развития. Именно так проявляются первые когнитивные нарушения – ребёнок поздно перевернулся, поздно пошёл (или плохо ходит), пропустил этап ползания и пр. ;
  2. слабое или неадекватное проявление эмоциональных реакций (реакция оживления при виде значимых взрослых, радость от любимой игрушки и пр);
  3. недостаточное развитие крупной моторики (удержание погремушки, кружки, ложки и пр);
  4. развитие речевых функций у ребёнка. Если ребёнок плохо говорит, и, что особенно важно, плохо повторяет за взрослым, – это повод посмотреть внимательнее на ребёнка;
  5. ориентирование ребёнка в пространстве ( понимание право/лево/выше/ниже/ближе/дальше);
  6. связанность изложения своих мыслей;
  7. понимание заданий, смысла произведений, условий игры и пр.
Изображение к статье: Когнитивные нарушения у детей: причины, признаки и симптомы, диагностика

К возникновению когнитивных нарушений могут привести такие моменты в анамнезе как:

  1. внутриутробная гипоксия;
  2. гипоксия в родах;
  3. родовые травмы;
  4. инфекционные заболевания Центральной нервной системы;
  5. недостаток витаминов в раннем возрасте;
  6. травмы головного мозга.

Очень внимательно к развитию когнитивных функций своего ребёнка следует подойти, если у него уже диагностированы серьёзные заболевания или ранее имелась черепно-мозговая травма или необследованная травма головы.

К травмам головы у детей нужно подходить очень-очень внимательно, даже если они на первый взгляд кажутся незначительными. Такие травмы у детей очень распространены и составляют до 30–50% от всех травм. Ежегодно их количество возрастает примерно на 2%. В общей массе травм головы очень часто (до 30% – 45% случаев) встречается черепно-мозговая. Последствия черепно-мозговой травмы зависят от её тяжести, своевременно оказанной помощи, а также возраста ребёнка.

Самостоятельно диагностировать наличие или предрасположенность к когнитивным нарушениям можно с большой долей осторожности. Заключение о наличии нарушений может выносить только специалист.

Коррекция когнитивных нарушений у детей. Практические советы

Коррекция когнитивных нарушений у детей происходит с помощью комплекса мероприятий. Это, прежде всего, медикаментозное лечение и психолого-педагогическое сопровождение. Ребёнку необходимо обеспечить сбалансированное питание и получение полного набора витаминов (особенно группы В), необходимых для развития и функционирования нервной системы.

Медикаментозное лечение назначает врач на основании результатов осмотра, обследования и после сбора анамнеза. Задача родителей и педагогов – помочь ребёнку в коррекции с помощью специальных занятий.

Итак, что же можно и нужно, делать дома вместе с ребёнком для нивелирования когнитивных нарушений:

  1. Учите стихи, новые иностранные слова, развивайте память.
  2. Развивайте эмоциональный интеллект – играйте в игры на узнавание эмоций.
  3. Пересказывайте небольшие тексты и находите мотивы поведения главных героев, находите причинно-следственные связи.
  4. Составляйте рассказы по картинкам.
  5. Находите отличия в одинаковых картинках, в т.ч. на скорость.
  6. Считайте устно, проводите вычисления различного рода без помощи вспомогательных средств.
  7. Играйте в слова наоборот: читайте слова задом наперед. Эта игра и поднимет настроение и поможет когнитивному развитию.
  8. Собирайте пазлы.
  9. Составляете последовательности (например – собирайте бусы по определённой схеме, это развитие и мелкой моторики, и логики мышления).
  10. С маленькими детьми играйте в игры с переливанием воды, разбором гороха/крупы/фасоли/пуговиц по разным ёмкостям, пальчиковые игры и пр.
Сергеева Галина

Сергеева Галина

Автор

Опубликовано: 18 июня 2025 г.
Логофест 2025 | Академия Садко

Профессиональный фестиваль знаний и практики для логопедов

Участие бесплатное, места ограничены

Подробнее
Когнитивные нарушения у детей: причины, признаки и симптомы, диагностика | Логожурнал