Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста методом составления рассказов по серии сюжетных картинок
Медведева В. В., ГБОУ ВО СГПИ, г. Ставрополь
Формирование различных компонентов речи старших дошкольников путем использования серий сюжетных картин, состоящее в развитии грамотной речи, фразовой речи, обогащении лексического запаса, ведется при учете особенностей картинного материала. Недостаточная сформированность связной речи отрицательно отражается на развитии речи и мышления старших дошкольников, ограничивает потребности в общении, познавательные возможности. Таким образом, поиск средств формирования и развития связной речи очень важен для последующего обучения и воспитания.
Проблема формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста давно известна в широких кругах среди работников образования. Общение с ровесниками и старшими - неотъемлемое условие, которое необходимо для всестороннего развития дошкольников, а также последующего их успешного обучения в школе, поэтому данная тема остается актуальной по сей день. Многие дети старшего дошкольного возраста, не владея достаточно развитой для их возраста связной речью, испытывают затруднения при обучении в школе.
Немаловажно всестороннее развитие речи, особенно во время обучения грамоте, потому что письменная речь формируется на базе устной.
В период дошкольного детства одна из важнейших задач– подготовить ребенка к школе, вследствие этого в данный период необходимо обучать 195 дошкольников связной последовательной передаче виденного, правильному произношению слов и фраз.
Чтобы верно воспринимать и воспроизводить текстовый учебный материал, уметь формулировать развернутые ответы на вопросы и верно излагать свои мысли нужен достаточный уровень сформированности связной речи у дошкольников. Данной проблемой занимались многие авторы: В.К.Воробьева, В.П.Глухов, Р.Е Левина и т. д.
Связной речью, как считает А. В. Текучев, является любой единицей речи, чьи составные языковые компоненты– это организованное по законам логики и грамматики родного языка целостное единство. Из этого определения следует вывод, что «каждое самостоятельное отдельное предложение является одной из разновидностей связной речи» [7].
Нужно обращать внимание на умение связывать содержание последующих картинок с предыдущими и умению связно выражать свои мысли, т.е. излагать в заданном порядке. В связи с этим, необходимым является проведение работы по восстановлению деформированного текста, который составлен по серии сюжетных картинок.
Работать с серией сюжетных картинок следует в следующей последовательности:
- начинают с их рассматривания для усвоения содержания; • чтение воспитателем деформированного текста;
- проведение беседы, поясняющей, что предложения, которые предлагает педагог,– это не рассказ;
- установление последовательности предложений;
- чтение воспитателем текста в восстановленном виде.
Регулярное выполнение данных видов заданий является основой для формирования умения дошкольников самостоятельно составлять рассказы [11]. При обучении дети на практике усваивают правила построения связного высказывания, помимо этого, они приобретают опыт работы с серией сюжетных картинок, как с источником знаний.
При развитии умения составлять по ним рассказ дошкольники должны практически научиться:
- выделять признаки текста (наличие темы текста, главной мысли; деление его на части, озаглавливание);
- использовать речевые средства выразительности (темп, громкость, тон, логические паузы и ударения), а также мимику и жесты – как невербальные средства выразительности речи;
- уметь рассматривать и анализировать предложенные картинки; • уметь видеть сюжетную линию, соотносить имеющийся текст с содержанием картинок;
- уметь озаглавливать текст.
Дошкольники должны обладать такими умениями как:
- понимание и раскрытие темы и основной мысли;
- сбор материала для высказывания и его последовательного и связного изложения.
Формирование речевых умений является возможным только тогда, когда оно постепенно, взаимосвязано, всесторонне. Все знания должны «проходить через руки дошкольников», а именно основываться на их личном опыте, а также на материале, который уже был пройден.
Для развития связной речи рекомендовано проведение следующих видов занятий с сериями сюжетных картин:
- занятия с использованием заданий по серии сюжетных картин, на которых изображены несколько сценок с известным детям сюжетом;
- составление рассказов описательного характера по картинам с местом действия, предметами, событиями, изображенными на первом плане;
- составление рассказов по сериям сюжетных картинок, на которых подробно изображено развитие сюжета.
Формирование различных компонентов речи старших дошкольников путем использования серий сюжетных картин, состоящее в развитии грамотной речи, фразовой речи, обогащении лексического запаса, ведется при учете особенностей картинного материала.
Недостаточная сформированность связной речи отрицательно отражается на развитии речи и мышления старших дошкольников, ограничивает потребности в общении, познавательные возможности. Таким образом, поиск средств формирования и развития связной речи очень важен для последующего обучения и воспитания.
Список литературы:
1. Баринова ЕА. Лингвистические основы методики развития связной речи// Развитие речи учащихся: Уч. зап. ЛГПИ им. А.И. Герцена. – Л., 1971.
2. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. – М., 2006.
3. Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей дошкольного возраста на занятиях по обучению.
4. Гризик Т. Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи».
5. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. – М., 1982. 6. Леонтьев А.А. Исследования детской речи// Основы теории речевой деятельности. – М., 1974. 7. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. М.: «Просвещение», 1986.
авторизуйтесь