

Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи

Центр развития и абилитации ребенка «ЛОГОПЕД-ПРОФИ», Санкт-Петербург, Россия
В связи с развитием технологии выхаживания недоношенных детей, ежегодно в нашей стране увеличивается выживаемость новорожденных с низкой и экстремально низкой массой тела при рождении.
Доля детей, родившихся с массой тела при рождении менее 1500 г, составляет приблизительно 5—10 % от общего числа всех новорожденных России (Шабалов, 2004). В последние годы в статьях, публикуемых в аудиологических и оториноларингологических журналах, при описании детей группы биологического риска стал встречаться термин «слуховая нейропатия».
Были выделены диагностические критерии слуховой нейропатии (Gravel[etal.], 2002): Наличие вызванной отоакустической эмиссии (способности наружных волосковых клеток изменять свою длину при акустическом или электрическом воздействии). Отсутствие КСВП или их регистрация только на стимулы большой интенсивности (уровнем > 95 дБ) даже при низких тональных порогах слуха. Снижение разборчивости речи, в том числе и при низких тональных порогах слуха. Высокая индивидуальная вариабельность тональных порогов слуха. В нашей стране, начиная с 2000 года, ведется активное изучение слуховой нейропатии (И. В. Королёва, Е. А. Храмова, Е. С. Гарбарук, И. В. Калмыкова 2000, 2002, 2004, 2005, 2006).
В результате этих исследований были получены данные, свидетельствующие о том, что у детей со слуховой нейропатией частота встречаемости в анамнезе факторов риска — недоношенности (срок гестации менее 28 недель, масса тела при рождении менее 1500 грамм), высокого уровня билирубина, бронхолегочной дисплазии, внутрижелудочкового кровоизлияния мозга — выше,чем у детей с сенсоневральной тугоухостью.
Авторы публикаций отмечают особую значимость сочетаемости нескольких этих факторов риска при возникновении слуховой нейропатии. Были выявлены различия в механизмах нарушения слуховой функции у двух групп пациентов. При слуховой нейропатии наружные волосковые клетки улитки сохранны, в то время как при сенсоневральной тугоухости повреждены как наружные, так и внутренние волосковые клетки улитки.
Важным клинико-диагностическим признаком слуховой нейропатии является отсутствие коротколатентных слуховых стволомозговых вызванных потенциалов КСВП при наличии отоакустической эмиссии (ЗВОАЭ), в то время как у пациентов с сенсоневральной тугоухостью ЗВОАЭ не регистрируется. Слуховая нейропатия является самостоятельным расстройством нарушения звуковосприятия. Предполагается, что при слуховой нейропатии расстройство слухового восприятия обусловлено нарушением передачи информации в слуховые центры мозга и нарушением процессов созревания слуховой системы, что в конечном итоге приводит к задержке речевого развития ребенка. Однако для выработки правильной стратегии медико-педагогической коррекции необходимо учитывать, что в течение первых 12—18 месяцев жизни происходит процесс созревания слуховой системы, что обеспечивает большинству детей достаточные условия для акустического анализа речевых сигналов и, в дальнейшем, для развития у ребенка импрессивной и зкспрессивной речи. Несмотря на то, что поведенческие пороги слуха у большинства детей со слуховой нейропатией соответствуют 40—50 дБ, дети способны воспринимать голос разговорной громкости на расстоянии 6 метров и шепотную речь на расстоянии 4 метров. Поэтому большинство детей не нуждаются в ношении слуховых аппаратов, и вопрос о необходимости слухопротезирования цифровыми аппаратами малой мощности решается индивидуально, после того как в процессе динамического наблюдения за ребенком на занятиях у педагога становится понятным, что форсирование силы голоса или использование микрофона значительно улучшает распознавание речи.
В нашей практике имеется опыт работы с ребенком со слуховой нейропатией. Мальчик ПетяВ. Родился недоношенным (срок гестации 26 недель, вес при рождении 900 грамм). Оценка пошкале Апгар 3/6 баллов. В течение 3 месяцев находился в палате интенсивной реанимации на аппарате ИВЛ. Диагноз при выписке из роддома: гипоксически-геморрагическое поражение ЦНС,внутрижелудочковое кровоизлияние мозга 2-й степени, бронхолегочная дисплазия 2-й степени.
Из анамнеза, со слов мамы, известно, что в роддоме ребенок был внесен в группу риска по снижению слуха после проведения скринигового обследования. Было рекомендовано повторноеобследование слуховой системы. Семья обратилась в Детский центр г. Мюнхен (KinderzentrumMünchen), где было проведено исследование КСВП, зарегистрированыAD= 75 дБ и AS= 75 дБ.
Полная версия статьи доступна участникам клуба
Закрытый клуб логопедического портала «ЛОГО-ЭКСПЕРТ». Уделяйте 15 минут в день развитию в любимом деле и через год Вы станете профессионалом. Выберите формат участия в клубе:
авторизуйтесь