Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Все родители стремятся развить в своем ребенке умение читать как можно раньше. Процесс чтения - это крайне важный навык, который необходим для полноценного обучения в школе. Это то умение, которое позволяет всем нам получать необходимую информацию об окружающем мире, различных явлениях и событиях.
Естественно, родители хотят сделать так, чтобы у их ребенка уже была какая-то начальная база перед поступлением в первый класс. В интернете можно встретить множество советов, многие из которых прямо противоположны друг другу: одни рекомендуют начать учить ребенка читать как можно раньше, а другие советуют не вмешиваться в этот процесс, полностью доверив его педагогам.
По этой причине очень важно знать, в каком возрасте учить ребенка читать, а также какие есть способы, позволяющие ему освоить данный навык, а также прочитать первые в его жизни слова.
Во сколько лет можно начинать учить чтению
Можно услышать разные мнения по поводу раннего обучения детей чтению. При том некоторые родители в этом вопросе доходят до абсурда, отдавая ребенка в студии раннего развития, где детей учат читать с первых лет жизни. Многие из них изучают популярные методики, занимаются с годовалым ребенком, показывая ему слова, записанные на карточках по методике Г. Домана, играют с ним в кубики Зайцева и т.д.
Сразу стоит отметить, что многие специалисты среди дипломированных психологов и логопедов высказываются против раннего обучения чтению. Дело в том, что с самого рождения ребенок начинает активно познавать окружающий его мир. Его развитие происходит поэтапно, поэтому дети младше 5 лет мыслят образами и картинками, т.е. им еще сложно воспринимать информацию в виде букв.
Академик РАО Марьяна Безруких объясняет стремительный рост безграмотности учеников старших классов ошибками в преподавании. «В начале 90-х годов интенсивность обучения резко возросла. Родители мечтали, чтобы их чадо стало вундеркиндом, а учителя-методисты разрабатывали свои рекомендации. Например, ребёнок должен был читать со скоростью 120 - 140 слов в минуту. Но это тоже не соответствует физиологическим возможностям ребёнка, а главное – особенностям восприятия информации. Механизмы чтения вслух и про себя разные. В практической жизни больше приходится читать про себя, но вот этому в школе как раз и не учат!». Важно помнить, что механизмы для формирования навыков чтения и письма созревают у ребёнка не раньше, чем к 5-6 годам.
Вот еще несколько аргументов в пользу того, что младший возраст (до 5 лет) – это не самый удачный период для овладения навыком чтения:
- Могут возникнуть проблемы со здоровьем, потому что ребенок в процессе обучения чтению испытывает сильное умственное напряжение. Нельзя забывать и о вреде для глаз ребенка, которые еще не приспособлены к длительному зрительному напряжению.
- Если ребенок начала рано учиться читать, то ему зачастую трудно влиться в детский коллектив. Здесь речь не о том, что он более интеллектуально развит, чем его сверстники. Тут дело в другом – у него элементарно не развиты навыки общения, потому что, когда они должны были развиваться, мозг ребенка был занят другим (он учился читать).
- Дети, которые научились читать слишком рано, зачастую не понимают смысла прочитанного. Кроме того, они могут говорить хуже сверстников, они неправильно изменяют слова, им сложно даются самостоятельные рассказы и т.д. Страдает и образное мышление, потому что при раннем обучении чтению больше всего развивается левое полушарие (отвечает за речь, анализ и логику), а правое, которое отвечает за эмоциональную сферу и воображение, отстает в своем развитии.
В связи с этим психологи не рекомендуют учить детей младше 5 лет чтению. Но это общая рекомендация, потому что всегда нужно исходить из реального развития ребенка: кто-то уже в 3-4 года спрашивает, какая эта буква и что написано на картинке, а у кого-то чтение не вызывает интереса и в 5-6 лет.
Как понять, что ребенок готов учиться читать
Существуют определенные признаки, по которым можно определить, готов ли ребенок к постижению навыка чтения или нет:
- Ребенок сначала должен научиться говорить и только после этого – читать. Если он не умеет строить предложения, логически связывая слова и фразы, то и учить чтению его рано. Однако, для детей с моторной и сенсорной алалией раннее обучение чтению является одним из средств компенсации, т.е. способом вызывания речи через обучение чтению и письму.
- Наличие речевых дефектов. Ребенок должен выговаривать все звуки, не проглатывать и не путать их местами в словах.
- Умение слышать и различать звуки. Ребенок должен узнавать и различать звуки (отличать «кот» от «код», «кора» от «гора» и т.д.), определять звуковой состав слова.
- Правильная ориентация в пространстве. Он должен знать, что читать нужно слева направо, знать, где верх и низ.
- Ребенок должен уметь концентрироваться на каком-то виде деятельности некоторое время.
Как развить любовь к чтению
Если у ребенка не будет интереса к чтению, то никакая методика, насколько она бы не была эффективной, не даст своего результата. Поэтому над этим нужно работать заранее, еще до начала обучения грамоте.
Когда вы читаете ребенку книгу, то он начинает представлять тех или иных героев рассказа. Важно донести до него, что книга – это целый мир, который очень интересно познавать. Здесь очень поможет личный пример, потому что если вы и сами будете регулярно читать, то ребенок, видя это, будет вам подражать.
Обязательно совместное чтение с ребенком. В книжках должно быть достаточное количество картинок, чтобы у него сохранялся интерес. Поэтому основной рекомендацией по поводу того, как правильно учить ребенка читать, является следующий совет – ни в коем случае не нужно его заставлять, иначе будет обратная реакция (ребенок будет воспринимать чтение как какую-то повинность).
Как выбрать правильную методику чтения
Большой популярностью у многих поколений родителей пользуется обучение по классическому (букварному) методу. Это звуковой метод, который не обещает быстрых результатов, но у него есть масса преимуществ:
- Простота. Он не требует особой подготовки и знания какой-то специфической теоретической базы.
- Учиться можно везде, где удобно: дома, на улице, в поездках и т.д.
- Гарантия результата. Дети, которые начали знакомство с грамотой с изучения звуков, не будут испытывать проблем при обучении в школе.
Безусловно, есть и другие методики чтения, которые эффективны в той или иной степени.
Кубики Зайцева
Они помогают понять, как различаются гласные и согласные, глухие и звонкие звуки. В наборе 52 кубика, на каждом из которых изображено сочетание гласной и согласной буквы.
Кубики отличаются по размерам и цветам. Во время упражнений необходимо проговаривать эти сочетания букв, чтобы ребенок их лучше запоминал.
Развивающие игрушки Воскобовича
Помимо кубиков с буквами, здесь используются «теремки» - коробочки с буквами и окошками. Сюда можно вкладывать кубики, составляя тем самым слоги. Из нескольких таких теремков составляются слова.
Карточки Домана
На этих карточках записаны слова целиком, т.е. обучение начинается с карточек, где записаны простые слова, постепенно переходя к более сложным. Необходимо показывать ребенку карточку, проговаривать само слово.
Методика Монтессори
Для обучения по этой методике потребуются картонные таблички, на которые наклеены буквы (с шершавой поверхностью). Ребенок проводит пальцем по контуру буквы, после чего называет ее. Данный метод, помимо всего прочего, способствует развитию мелкой моторики.
Выбор конкретной методики напрямую зависит от самого ребенка. Кому-то может не подойти тот или иной метод, поэтому всегда нужно исходить из индивидуальных особенностей.
Статья проверена: Леонова Зоя Леонидовна
Дизорфография
Ментальная арифметика для детей
авторизуйтесь