Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
В первые месяцы после рождения ребенку вполне хватает тесного контакта со своими родителями. Он остро нуждается в их ласке, внимании и заботе. Но по мере взросления малыш начинает нуждаться в дополнительных источниках коммуникации – он стремится общаться со своими сверстниками, своими братьями, сестрами, активно познает окружающий его мир. В рамках этих взаимодействий ребенок обучается правилам поведения в социуме, учится строить взаимоотношения с окружающими его людьми.
Комплексное развитие личности невозможно без социализации – это процесс усвоения ребенком психологических установок, паттернов поведения, ценностей и социальных норм, которые позволяют ему быть полноценным членом общества. Человек – это существо биосоциальное, поэтому он нуждается в социализации для того, чтобы выжить.
Сначала проводится первичная социализация ребенка в семье, после чего этот процесс проходит в обществе. Она крайне важна, являясь по сути базой, на основании которой происходит остальная социализация.
Особенности воспитания и социализации детей в семье
Семья – это то место, где ребенок получает первичные представления о социальных нормах, правилах поведения и ценностях. До определенного возраста она является единственным источником получения этих навыков и знаний, являясь базовым тренингом личности ребенка.
Нравственное воспитание детей способствует выработке таких жизненно важных качеств, как правдивость, честность, эмпатия, отзывчивость, готовность к взаимовыручке, дисциплинированность, вежливость, самообладание и скромность. Помимо этого, в ребенке воспитывается четкое неприятие отрицательных качеств характера, что и делает малыша полноценным членом общества, который живет по его правилам, не противопоставляя себя общепринятым ценностям.
Основные этапы социализации ребенка в семье
Есть несколько стадий социализации:
- Первичная (или адаптация). Как правило, продолжается с первых месяцев жизни до подросткового периода. В это время ребенок усваивает всю информацию и получает опыт без критической оценки. Он подстраивается, приспосабливается к происходящему и подражает.
- Этап индивидуализации. У ребенка появляется желание выделить себя как личность на общем фоне. Уже возникает критическое отношение к устоявшимся общественным нормам. Развивается индивидуальность личности, но мировоззрение еще нельзя назвать окрепшим.
- Стадия интеграции. Возникает желание стать частью общества, при этом подобная интеграция происходит без проблем, если свойства индивида не противоречат общепринятым нормам общества.
Если по каким-то причинам личностные проявления человека не принимаются обществом, то дальнейший сценарий может быть разным. Первый вариант – человек сохраняет свою индивидуальность и может вступать в дальнейшие конфликтные взаимоотношения с обществом. Второй вариант – человек принимает «правила игры», т.е. подстраивается, адаптируется и демонстрирует согласие с принятыми правилами поведения и ценностями.
Воспитательный потенциал семьи
Социальное развитие и воспитание ребенка немыслимо без полноценного взаимодействия образовательного учреждения и семьи. Ставится задача повысить воспитательный потенциал семьи.
Он состоит из нескольких составляющих:
- Биологического (состояние психики, сформированное наследственными факторами).
- Экономического (уровень заработка родителей, владение недвижимостью, автомобилем и т.д.).
- Психологического (форма взаимоотношений в семье, какие функции выполняют родители внутри, наличие у них педагогических способностей и т.д.).
- Социального (социальный статус родителей, их принадлежность к определенному этносу, уровень образования и профессия, уровень культурного развития).
Соответственно, воспитательный потенциал семьи представляет собой перечень определенных факторов, которые и определяют, какой именно является семья. Все эти факторы в той или иной степени влияют на успешность воспитания и комплексного развития личности ребенка в семье.
Можно выделить две общие группы семей:
- С высоким воспитательным потенциалом. В таких семьях родители воспринимают ребенка как полноценную личность, понимают, насколько важным является его развитие. Соответственно, сам ребенок находится в благоприятной обстановке, наблюдает за положительными ролевыми моделями поведения, поэтому воспринимает семью как что-то позитивное и правильное.
- С низким воспитательным потенциалом. В таких семьях родительство, как функция, не является базовой ценностью. Неправильно выстроенные взаимоотношения родителей и ребенка, неправильные методики воспитания – все это приводит к формированию у ребенка делинквентного поведения, беспризорности, неправильному пониманию у индивида своего места в обществе.
Семья – это целый мир для ребенка, в котором он существует, функционирует, делает какие-то открытия, учится чувствовать различные эмоции, включая сочувствие. Здесь он получает жизненно необходимо чувство собственной безопасности, которое позволяет ему без опасения взаимодействовать с окружающим его миром.
Благоприятные условия социализации ребенка в семье влияют на успешность взаимодействия индивида в социуме. Только чувствуя заботу родителей (в первую очередь – матери), он получает возможность развиваться, в результате чего он и становится частью общества. Безусловно, большую роль играют и другие институты социализации (школа, сверстники, средства массовой информации), но именно семья закладывают необходимую базу.
Методики воспитания
Социализация ребенка в семье заключается в его правильном воспитании, чтобы он получил основу для прочного вхождения в жизнь. Он должен научиться решать за себя и нести ответственность за то, что он делает.
Есть несколько неправильных методик воспитания:
- По типу «неприятия». Такая ситуация возникает, когда само рождение малыша в семье не было запланировано. Более того, оно было нежелательным. По сути, вместо воспитания, какого-то поощрения и похвалы за правильные поступки, ребенок получает только лишь жесткий контроль во всех сферах и суровые наказания. Это самый негативный пример неправильного воспитания.
- По типу «сверхсоциализации». В таких семьях ребенок появляется не потому, что этого действительно хотят оба родителя, а потому что общество диктует такую необходимость («так надо»). Достаточно часто такие родители выполняют свою родительскую функцию с какой-то ненормальной педантичностью и регламентированностью: они воспитывают ребенка на основании «идеальных» советов, хотят сделать из него самого прилежного ученика, поэтому оценки в школе становятся самоцелью. В большинстве случаев результат достигается, т.е. ребенок действительно хорошо учится, правильно ведет себя, но его эмоции подавлены. В результате этого развивается страх перед возможными неудачами, который может доходить до крайне точки. Часто развиваются неврозы.
- Тревожно-мнительное. В таких семьях родители очень боятся за здоровье и благополучие малыша, что порой доходит до абсурда. Часто встречается у тех родителей, у которых рождается поздний (или первый) ребенок. Наблюдается гиперопека, ребенка стараются предостеречь от всего на свете («не ходи на улицу – там злые люди»). На фоне этого развивается инфантилизм, отсутствие самостоятельности, нерешительность и заниженная самооценка.
- Эгоцентрическое. В этом случае ребенок становится смыслом жизни, он главный в семье. Ему все позволено, к нему нет особых требований, в то время как интересы других членов семьи не принимаются во внимание. На этом фоне развивается эгоизм, что чревато огромными проблемами со сверстниками – они просто не воспринимают его так, как он привык в семье. В итоге внутри семьи он продолжает быть объектом обожания, а в среде сверстников часто становится изгоем.
Как не допустить ошибок
Процесс социализации ребенка в семье требует от родителей большой работы, ведь от правильности или неправильности их действий, собственного поведения и практикуемых методах воспитания, зависит то, каким именно вырастит их ребенок.
Есть несколько общих рекомендаций, которые помогут в этом вопросе:
- Воспринимайте своего малыша как личность. Никаких крайностей в воспитании.
- Формируйте в нем адекватную самооценку. Любой перегиб недопустим. Если самооценка будет низкой, то ребенок будет нерешительным, поддающимся чужому влиянию. При высокой самооценке снижается критичность к своим действиям, ребенок считает свое мнение единственно правильным.
- Ребенок должен участвовать в делах семьи. У него должен быть круг определенных обязанностей, которые ему посильны (уборка в своей комнате, покупка хлеба и т.д.).
- Развивайте его силу воли. Не нужно его оберегать от всего на свете – в ребенке должна развиваться смелость, терпение, выносливость. Он должен уметь достигать своей цели.
- Приучайте его к планированию своих действий.
- На собственном примере демонстрируйте правильную модель поведения и общения. Он должен понимать, как ему общаться с его сверстниками и другими людьми.
Процесс социализации в семье предполагает прививание таких качеств, как доброта, сострадание, ответственность и сочувствие к другим людям. Во многом именно наличие эмпатии характеризует человека как полноценную личность.
авторизуйтесь