Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Предлог – служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании или предложении. Предлоги бывают простые и составные, производные и не производные.
Предлоги появляются позже всех знаменательных частей речи. По мере развития речи значения предлогов всё больше и больше детализируются и обогащаются.
- Выявление понимания значения предлогов.
- Обследование правильности употребления предлогов в экспрессивной речи ребенка.
Развитие всех сторон речи у детей происходит постепенно и в тесной взаимосвязи друг с другом. Формирование речи ребёнка связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетико - фонематического, лексического и грамматического строя речи.
Нормализация звуковой стороны речи создаёт условия для дальнейшего её совершенствования. Формирование морфологических обобщений составляет важнейший элемент этого процесса. На данной основе происходит уточнение значений слов; обогащение словарного запаса, как путём накопления новых слов, так и за счёт развития умения активно пользоваться различными способами словоизменения и словообразования; адекватное использование лексических средств языка в целях устного общения; развитие и совершенствование грамматического оформления речи путём овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.
В работах А.Н.Гвоздева с учётом тесного взаимодействия морфологической и синтаксической системы языка выделяются следующие периоды формирования грамматического строя речи.
1 период - период предложений, состоящих из аморфных слов-корней (от 1 года 3 мес. до 1 года 10 мес.). Этот период включает 2 этапа:
-этап однословного предложения (1г.3мес.-1г.8мес.);
-этап предложений из нескольких слов-корней (1г.8мес.-1г.10мес.)
2 период - период усвоения грамматической структуры предложения (1г.10мес. - 3г.).
Этот период состоит из трёх этапов:
- этап формирования первых форм слов (1г.10мес. - 2г.1мес.);
- этап использования флексийной системы языка для выражения синтасических связей слов (2г.1мес. - 2г.6мес.).
- этап усвоения служебных слов для выражения синтаксических отношений (2г.6мес. - 3г.).
3 период - период дальнейшего усвоения морфологической системы (от 3 до 7 лет).
Сведения о каждом периоде представлены в схеме системного развития нормальной детской речи, составленной по материалам А. Н. Гвоздева, которая является условным эталоном нормы (табл.1). Каждый из этапов усвоения языка характеризуется тем, что в процессе онтогенеза речи из воспринимаемого ребёнком окружающего его языкового материала он вычленяет и уточняет все более и белее дробные элементы и единицы речи, овладевая шаг за шагом их знаковым характером.
- существительные
- глаголы
- прилагательные
- местоимения
- наречия
- числительные
- служебные слова
Как видим, служебные слова (предлоги) появляются позже всех знаменательных частей речи. Очень важно знать, что у русских детей появлению предлогов предшествует период, когда взаимосвязь между словами выражается преимущественно посредством флексии. Так, на начальных этапах речевого развития в детской речи отсутствуют предлоги (на столе - толе). Но этот период непродолжителен. Научившись выделять и использовать флексию, ребёнок потом вводит в эту конструкцию и недостающий третий элемент - предлог, выражая лексикограмматическое значение с помощью предлога и флексии.
На этапе усвоения служебных слов ребёнок правильно употребляет простые предлоги и многие союзы, но при употреблении более сложных предлогов (из-за, из-под ) наблюдаются аграмматизмы. Как правило, в усложнённых формах речи и на усложнённом лексическом материале, например при попытке что-то пересказать или рассказать, количество аграмматических построений возрастает. Раньше всего усваиваются предлоги в их первообразном значении для обозначения пространственных отношений. По мере развития речи значения предлогов всё больше и больше детализируются и обогащаются.
По А.Н.Гвоздеву отмечается следующая последовательность усвоения предлогов в онтогенезе: в, на, под, над, из, около, за, у, с, из, перед, между, по, к, до и др. В 6 летнем возрасте при нормальном развитии в речи ребенка – 21 предлог.
авторизуйтесь