Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Данная статья ориентирована на практикующих учителей-логопедов. В данной статье подчеркивается мысль о необходимости создания ситуации выбора на логопедических занятиях для развития самостоятельности у детей с ЗПР.
Выбор можно отнести к одному из важных признаков системно-деятельностного подхода, так как процесс выбора включает в себя позицию деятеля: ребенок изменяет себя, свою позицию, взаимодействует со сверстниками и взрослыми при решении личностно-значимых проблем.
В статье представлен опыт применения учителем-логопедом наглядных средств (карточек) для создания ситуаций выбора у детей с ЗПР.
Ключевые слова: дети с ЗПР, создание ситуации выбора, карточки для выбора.
У детей с ЗПР проявления задержки являются выраженными и проявляются в отставании в развитии психомоторных функций, недостатках общей и мелкой моторики, координационных способностях, чувстве ритма; недостаточной познавательной активности нередко в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью; незрелости эмоционально-волевой сферы и коммуникативной деятельности; задержке в развитии и своеобразии игровой деятельности; в отставании в овладении речью как средством общения и всеми компонентами языка, низкой речевой активности.
Коррекционно-развивающая работа с детьми с ЗПР должна соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Для достижения положительной динамики в работе с детьми с ОВЗ необходимы современные технологии, средства и приемы обучения. В ФГОС также подчеркивается, что должна измениться и позиция самого ребенка. Ребенок должен стать субъектом образовательного процесса, те есть иметь активную позицию и возможность выбора заданий.
Ситуации выбора для ребенка создает взрослый, используя для этого различные методы (проектный, игровой, исследовательский, проблемные ситуации). Стимульным материалом для создания ситуации выбора могут стать задания, связанные с жизненным опытом; на развитие внимания и навыков сравнения при помощи вопросов, поиск и предложения различных способов решения задач, познавательно-исследовательская деятельность. (3)
Толмаковой М. А. предложены примерные варианты предоставления выбора детям дошкольного возраста в условиях детского сада: выбор деятельности, материалов, способов деятельности, последовательных действий, партнера деятельности, содержания деятельности, нравственный выбор. (3)
Каким образом можно предоставить выбор на логопедических занятиях ребенку с ЗПР?
В качестве наглядного материала для создания ситуации выбора на логопедических занятиях можно использовать карточки с условным изображением (предметным или сюжетным изображением, символами или пиктограммами) различных игр. Так, например, с опорой на карточки, ребенок сам может выбрать форму проведения артикуляционной и пальчиковой гимнастики, речевую игру, способ подачи сигнала в процессе фонематических игр и т. п.
авторизуйтесь