

Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи

Нормы развития слоговой структуры слова у детей разной возрастной категории.
3 года: воспроизведение слов, состоящих:
- из 2-х слогов, например, (вата, ива, сова и т. д.),
- из 3-х слогов (кабина, машина, утята и т.д.)
- из 1 слога, например, (мак, сок, дым, и т.д.)
4-5 лет: воспроизведение слов:
-из открытых слогов без стечения согласных (малина, пуговица,помидоры…);
-из 4-5 слогов со стечением согласных в начале, середине, конце слова (снег, капуста, крыша, кошка, мостик, скворечник, простокваша, лекарство, сквозняк, телевизор, сковорода, свисток, милиционер, аквариум, парикмахерская, строительство...)
Ребенок должен уметь:
- назвать предметные картинки;
- повторить слова за взрослым;
- ответить на вопросы (Где подстригают волосы?..).
После 5 лет дети повторяют за взрослым предложения с большой концентрацией сложных слов, например:
Водопроводчик чинил водопровод.
Милиционер регулирует уличное движение.
В аквариуме плавают разноцветные рыбки.
Строители работают на строительстве высотного дома.
Волосы подстригают в парикмахерской.
Кроме того, детям могут самостоятельно составить предложения по сюжетным картинкам.
Отклонения в воспроизведении слогового состава носят тот или иной характер изменений правильного слогового звучания и могут проявляться следующим образом:
1. Нарушение количества слогов:
- сокращение (пропуск) слога – “моток” = “молоток”
- опускание слогообразующей гласной — “пинино” = “пианино”
- увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных – “команата” = “комната”
2. Нарушение последовательности слогов в слове:
- перестановка слогов – “деворе” = “дерево”
- перестановка звуков соседних слогов – “гебемот” = “бегемот”
3. Искажение структуры отдельного слога:
- сокращение стечений согласных – “тул” = “стул”
- вставки согласных в слог – “лимонт” = “лимон”
4. Уподобление слогов – “кококосы ” = “абрикосы”
5. Персеверации (циклический повтор, настойчивое воспроизведение):
- “били…били…билитекарь”+ “библиотекарь”
6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими):
- “нананасы”=“ананасы”.
7. Контаминации (смешение слов)
- “в холодильнице”= “в хлебнице и холодильнике”.
Преобладание ошибок, выражающихся в перестановке или добавлении слогов, свидетельствует о первичном недоразвитии слухового восприятия ребенка. Ошибки типа сокращения числа слогов, уподобление слогов друг другу, сокращение стечений согласных указывают на преимущественное нарушение артикуляционной сферы.
При этом нарушения слоговой структуры слова удерживаются в речи дошкольников дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении этого слова во фразу или самостоятельную речь.

авторизуйтесь