

Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи

Обучение грамоте начинается в подготовительной группе детского сада, а до этого в средней и в старшей группе проводится работа по накоплению навыков и умений, которые являются базой для овладения на их основе чтением и письмом.
Развивая и корректируя нарушенные психические функции детей с речевыми нарушениями, особое внимание необходимо уделять развитию предметного гнозиса и пространственной ориентации.
Главным условием грамотного письма является правильное произношение слова, поэтому мы сначала учим детей правильно произносить звуки, не искажая их и не заменяя на другие. Если ребенок смешивает какие-либо звуки, то проводится работа по их дифференциации.
Овладение письменной речью представляет собой установление новых связей между словом слышимым и произносимым, словом видимым и записываемым, т.к. процесс письма обеспечивается согласованной работой четырех анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного. То же можно сказать и о связях звука и буквы, как составных слова.
Речь устная и речь письменная – это две формы речевой функции. При переходе к письменной речи меняется ее форма: звуковая оболочка слова заменяется графической. В связи с этим изменяются и усложняются механизмы речи: в совместную аналитико-синтетическую деятельность слухового и речедвигательного анализаторов постепенно вплетается деятельность речезрительного анализатора. Деятельность последнего выражается в анализе и синтезе зрительных впечатлений от воспринимаемого текста при посредстве особо организованных для этого движений глаз. Во время письма присоединяются еще тонкие движения пишущей руки.

Уже в дошкольном возрасте надо помочь детям овладеть определенной системой знаний, которая станет основой будущего изучения предмета.
Звуковой анализ — это определение, во-первых, порядка звуков в слове, во-вторых, выделение отдельных звуков, в- третьих, различение звуков по их качественным характеристикам.
Для русского языка свойственно противопоставление гласных и согласных звуков, твердых и мягких согласных. Умение слышать и выделять все звуки по порядку предупреждает в будущем при письме пропуск букв.
Дети пяти лет после занятий в средней группе подготовлены к овладению звуковым анализом: они умеют интонационно выделить звук и определить первый звук в словах. Но чтобы ребенок мог проанализировать слово, его звуковой состав должен быть материализован. Сказанное слово ускользает, и выделить в нем на слух какие-то части, элементы ребенку очень трудно. Его нужно показать дошкольникам в предметном плане, представив звуковую структуру в виде модели. С этой целью используется картина-схема звукового состава слов.

![]() |
1.03 МБ | |
![]() |
7.55 МБ | |
![]() |
197.44 КБ | |
![]() |
2.99 МБ | |
![]() |
89.5 КБ | |
![]() |
61.6 КБ | |
![]() |
97.5 КБ |
авторизуйтесь