Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Автор: Аппаратова Марина
Вестибулярный аппарат: информация от среднего уха о равновесии. Гравитационных изменениях, движениях и положении в пространстве
Чтобы понять проблемы с равновесием, важно знать, как эта система работает в норме. В принципе тело работает, опираясь на три отдельные системы, каждая из которых отправляет нервные импульсы в мозг:
В области шеи, туловища, суставов ног и ступней находятся своего рода датчики давления, которые посылают в мозг информацию о проприоцепции – о том, где находится тело по отношению к окружающему миру. Такие сообщения отправляются в мозг каждый раз, когда мы поворачиваем голову, двигаемся и ходим по различным поверхностям.
В передней части внутреннего уха или лабиринте, находится улитка, участвующая в способности слышать. В задней части находятся овальные каналы, которые влияют на баланс. Подключаясь к преддверию (посредством органов чувств, называемых эллиптический мешочек и сферический мешочек), вся система влияет на баланс и равновесие. Когда мы вращаем очень быстро головой, жидкость в овальных каналах перемещается по микроскопическим волоскам, выстилающим улитку, и отправляет в мозг сообщение о движении, посредством нерва преддверия. Меньше чем через секунду мозг посылает импульс на мышцы, необходимые для поддержания равновесия тела и для того, чтобы помочь зрению оставаться сфокусированным.
В нервных окончаниях сетчатки (в задней части глаза) есть светочувствительные клетки, так называемые палочки и колбочки. Когда мы смотрим на что-то, свет попадает на сетчатку, а палочки и колбочки посылают электрические сигналы через зрительный нерв в мозг для того, чтобы интерпретировать то, что мы видим, и создать визуальный образ. Каждый глаз получает немного отличающуюся информацию и образы об одном и том же объекте, что способствует восприятию глубины (насколько далеко находится объект) и имеет жизненно важное значение для поддержания равновесия.
Если одна из этих систем работает неправильно, это может повлиять на развитие ребёнка.
Признаки вестибулярной дисфункции
1.Гиперчувствительность к движению (повышенная чувствительность)
1.1. Избегает/не любит оборудования детских площадок (например, качелей, лестниц, горок, каруселей)
1.2. Предпочитает занятия сидя, двигается медленно и осторожно, избегает рисков, может казаться «увальнем»
1.3. Избегает/не любит лифты и эскалаторы, предпочитает ехать в них/по ним сидя или чувствует дурноту/тошноту при движении в них/по ним
1.4. В буквальном смысле цепляется за взрослого, которому доверяет
1.5. Испытывает ужас перед падением, даже при отсутствии реального риска
1.6. Боится любой высоты, даже бордюра тротуара или ступеньки
1.7. Боится отрывать ноги от земли
1.8. Боится подниматься/спускаться по лестнице или ходить по неровным поверхностям
1.9. Боится быть опрокинутым вверх ногами, повернутым влево-вправо или назад, не любит мыть волосы над раковиной
1.10. Пугается, если кто-то двигает его/её (например, двигает сидящим на стуле)
1.11. В младенчестве не любил(а) детских качелей или прыгунков
1.12. Боится или испытывает трудности при катании на мотоцикле, прыжках или удержании равновесия на одной ноге (особенно с закрытыми глазами)
1.13. В младенчестве не любит переворачиваний на живот
1.14. Легко теряет равновесие и может выглядеть неуклюжим
1.15. Боится действий, требующих хорошего равновесия
1.16. Избегает быстрых или вращательных движений
2. Гипочувствительность к движениям (пониженная чувствительность)
2.1. Постоянно двигается, никогда не стоит на месте
2.2. Страстно желает быстрого и/или интенсивного движения, кружения
2.3. Обожает, когда подбрасывают вверх
2.4. Может часами кружиться и не испытывать головокружения
2.5. Любит быстрые, интенсивные и/или опасные аттракционы в парках развлечений
2.6. Постоянно прыгает по мебели, на трамплинах, крутится на вращающемся стуле, переворачивается вверх ногами
2.7. Обожает качаться на качелях, раскачиваясь как можно выше и подолгу
2.8. Является «экстремалом», что порой сопряжено с опасностью
2.9. Всегда бежит, прыгает, скачет вместо того, чтобы идти пешком;
2.10. Когда сидит, то раскачивается из стороны в сторону, качает ногой или головой
2.11. Любит внезапные или быстрые движения (например, когда машина или велосипед подпрыгивает на кочке)
3. Слабый мышечный тонус и/или координации
3.1. Имеет слабое, «вялое» тело
3.2. Часто сутулится, старается прилечь и/или кладёт голову на руки, работая за столом
3.3. С трудом отрывает голову, руки и ноги от пола, лежа на животе (положение «супермена»)
3.4. Часто сидит в «позе W» на полу для поддержания равновесия тела
3.5. Быстро устаёт
3.6. Компенсирует «слабость», крепко хватая предметы
3.7. С трудом поворачивает дверные ручки, открывает и закрывает разные полости и ёмкости
3.8. С трудом удерживает равновесие при начале падения
3.9. С трудом одевается и застёгивает молнии, застёжки и пуговицы
3.10. Не ползал в младенчестве
3.11. Плохо чувствует своё тело: натыкается на предметы и вещи, опрокидывает предметы, спотыкается и/или бывает неловок
3.12. Испытывает трудности с крупной моторикой (плохо прыгает, ловит мяч, поднимается по лестнице и т.д.)
3.13. Испытывает трудности с мелкой моторикой, с использованием таких «инструментов» как карандаши, столовые приборы, расчёска, ножницы и т.д.
3.14. Возможно, одинаково владеет обеими руками часто меняет руки при раскрашивании, вырезании, письме и т.д. Не имеет чёткого предпочтения/доминирования одной руки к возрасту 4-5 лет
3.15. Испытывает трудности при лизании мороженого
3.16. Не уверен в том, какие движения выполнить, например, для перешагивания через препятствие
3.17. Трудно заучивает спортивные упражнения или танцевальные движения
Если Вы определили у вашего ребенка признака вестибулярной дисфункции, то Вам необходимо обратиться за консультацией к нейропсихологу. Специалист-нейропсихолог при помощи специальной двигательной коррекционной программы поможет Вашему ребенку.
Примеры приспособлений для коррекции работы вестибулярного аппарата, которое можно использовать в домашних условиях:
- балансировочная доска;
- балансировочный стул;
- фитболы;
- конус;
- бочка.
авторизуйтесь