Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Аннотация
Предлагаемые примерные пакеты диагностических методик разработаны на основе предварительно созданного Реестра диагностических методик для организации психолого-педагогического обследования на ПМПК, включающего следующие позиции: наименование методики, практика применения в Российской Федерации, краткая аннотация.
Все диагностические средства Реестра были представлены в необходимом количестве для обследования детей каждой возрастной категории и распределены по соответствующим уровням образования.
Уровень дошкольного образования:
- Диагностические методики для детей младенческого и ясельного возраста;
- Диагностические методики для детей для раннего возраста;
- Диагностические методики для детей младшего дошкольного возраста;
- Диагностические методики для детей старшего дошкольного возраста;
Уровень начального общего образования:
Диагностические методики для детей начального школьного возраста.
Уровень основного общего образования:
- Диагностические методики для детей среднего школьного возраста;
- Диагностические методики для детей старшего школьного возраста и среднего профессионального образования.
На основании данного реестра разработаны примерные пакеты диагностических методик общим количеством 11 штук.
В примерных пакетах представлена специфика диагностической деятельности различных специалистов ПМПК (психолога, логопеда, дефектолога) по следующим направлениям деятельности этих специалистов в рамках анализа особенностей развития различных категорий детей:
- психологическая диагностика;
- диагностика речевого развития (логопедическая диагностика);
- диагностика уровней овладения программным материалом соответствующего уровня образования (дефектологическая диагностика в соответствии с категориями МКФ: «обучение и применение знаний: d130-d159»).
Каждая методика, входящая в соответствующий пакет диагностических средств была описана по следующей схеме:
- Краткая историческая аннотация и практика применения в Российской Федерации;
- Цель исследования;
- Стимульный материал;
- Методические рекомендации по процедуре проведения и анализу результатов;
- Анализируемые показатели;
- Профиль функционирования в соответствии с категориями МКФ;
- Ограничения использования с различными категориями детей.
В примерных пакетах/разделах отдельных пакетов диагностических методик, возможных к использованию психологом ПМПК, представлены методики, позволяющие оценить и проанализировать различные сферы психической деятельности ребенка и особенности развития его личности.
В рамках каждого пакета / раздела пакета психологических диагностических средств выделяются следующие оцениваемые сферы:
- операциональные характеристики деятельности (темп деятельности, продуктивность деятельности, работоспособность, параметры внимания – устойчивость, возможность распределения, переключения);
- зрелость функции программирования и контроля и собственной регуляции;
- познавательная сфера, включающая оценку: особенностей мнестической деятельности; перцептивного-действенного компонента мышления; сформированность пространственно-временных представлений; вербально-логического компонента познавательной деятельности, в том числе уровня и особенностей понятийного мышления;
- эмоционально-личностные особенности (специфика коммуникации и аффективно-эмоционального реагирования, характер межличностного взаимодействия, личностные и характерологические особенности, включая самооценочные структуры, уровень притязаний).
В каждом пакете/разделе пакета диагностических методик, возможных к использованию логопедом ПМПК, представлены методики, позволяющие оценить особенности состояния всех компонентов и функций речи (логопедическая диагностика).
В каждом пакете/разделе пакета диагностических методик, возможных к использованию дефектологом ПМПК, представлены методики, позволяющие оценить уровень овладения программным материалом соответствующего уровня образования (обучение и применение знаний: d130-d159 в соответствии с МКФ).
В целом для каждого заявляемого возрастного диапазона и соотнесенных с ними примерных пакетах, определяющих специфику диагностической деятельности различных специалистов ПМПК, представлено следующее количество методик, позволяющих произвести качественно-уровневый анализ в четырех градациях для соответствующих доменов здоровья и доменов, связанных со здоровьем (в определениях МКФ):
- Для возрастного диапазона от 0 до 2 лет (младенческий и ясельный возраст) – 13 методик;
- Для возрастного диапазона от 2 до 3 лет (ранний возраст) – 19 методик;
- Для возрастного диапазона от 3 до 5 лет (младший дошкольный возраст) – 40 методик;
- Для возрастного диапазона от 5 до 7 лет (старший дошкольный возраст) – 56 методик;
- Для возрастного диапазона от 7 до 11 лет (младший школьный возраст) – 64 методик;
- Для возрастного диапазона от 11 до 15 лет (среднего школьного возраста) - 31 методика;
- Для возрастного диапазона от 15 до 18 лет (старшего школьного возраста и среднего профессионального образования) - 34 методики.
Логика составления каждого пакета диагностических методик предполагает, что специалист ПМПК (логопед, психолог или дефектолог) может выбрать из имеющегося достаточно широкого набора диагностик, именно те методики, которые подходят для обследования конкретного ребенка данного возраста и уровня психического развития. Тем более, что сами диагностические методики представлены по степени их усложнения, как, частично в каждом пакете, так и в разных возрастных диапазонах. Таким образом, использование специалистом всех оригинальных диагностических методик, включенных в данный пакет для обследования одного ребенка нецелесообразно ни по временным, ни по иным соображениям.
Распределение указанных направлений деятельности специалистов ПМПК по примерным пакетам и методическим средствам в соответствии различными возрастными диапазонами и уровнями образования представлено в примерных пакетах.
авторизуйтесь