Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Развитие артикуляторной моторики у детей старшего дошкольного возраста через авторское пособие «Артикуляционные считалки»
КАЛЫГИНА Ольга Владимировна,
Высшая квалификационная категория
МБДОУ «Детский сад №45» г. Петушки
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. К детям предъявляются весьма высокие требования, но, как показывает практика, не все дети могут им соответствовать, так как в настоящее время рождается большое количество детей с проблемами в здоровье (разной этимологии). А о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психического развития, высокой умственной и физической работоспособности. По статистике Минздравсоцразвития России количество детей-инвалидов за 25 лет выросло в 13 раз и составляет около 700 тысяч человек.
Одна из задач ФГОС: «создание наиболее благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями», необходимых для всестороннего психофизического развития ребенка и коррекции имеющихся онтогенетических недостатков. В соответствии с этой задачей мы может утверждать, что коррекционная работа в соответствии с ФГОС ДО направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программой дошкольного образования (ООП), коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении ООП.
Как известно и доказано, для нормального и своевременного психомоторного развития детей необходимо активировать работу всех анализаторов. Одной из задач первого (подготовительного) этапа работы над звукопроизношением является развитие речедвигательного анализатора для правильного воспроизведения звуков родного языка. Немаловажно вызвать интерес к рутинным занятиям у детей. Методическое пособие «Артикуляционные считалки» успешно решают эти задачи. Если на первом этапе развития звукопроизношения использовать методическое пособие «Артикуляционные считалки», то у детей старшего дошкольного возраста увеличится интерес к артикуляционным упражнениям и сократится время на развитие и укрепление артикуляционной моторики.
В настоящее время в методической литературе по логопедии для дошкольников представлено много артикуляционных сказок, стишков. Но не всегда можно применить в работе готовый материал, который всецело подходит для решения конкретной задачи. Мной разработано методическое пособие «Артикуляционные считалки», где комплекс артикуляционной гимнастики представлен как презентация и раскраска, посредством которых ребенок знакомится с упражнениями через презентацию и получает домашнее задание в виде раскрасок с веселыми короткими стишками и короткими методическими рекомендациями для родителей, что позволяет сделать выполнение домашнего задания игровым путешествием. Раскрашивая картинки, ребенок развивает графомоторные умения и навыки, а родители получают краткую инструкцию выполнения упражнения.
Цель пособия «Артикуляционные считалки»: повысить интерес ребенка к работе по подготовке речедвигательного анализатора к правильному воспроизведению звука посредством работы на компьютере и практических заданий в домашних условиях.
Задачи:
1. В игровой форме сформировать на данном этапе работы установку на логопедические занятия, расположить к себе ребёнка, выработать положительный эмоциональный настрой, выработать доверительные отношения между ребёнком и логопедом. Формировать произвольные формы деятельности и умение выполнять инструкции педагога.
2. Проведение подготовительных артикуляционных упражнений для развития подвижности органов периферического речевого аппарата и адаптации ребёнка к дальнейшему логопедическому воздействию.
3. Повысить интерес ребенка к занятиям в детском саду и дома.
Пособие «Артикуляционные считалки» состоит из двух частей.
авторизуйтесь