![Картинка](https://fs-thb03.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/599016abe8658cf4b13927fb3ae61f66.png/s/s1200x/a/27502/sc/160")
![](http://fs-thb03.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/91353d06896fe2e4ee886bae707d8f4c.jpg/s/s1200x/a/27502/sc/219)
Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
![](https://fs18.getcourse.ru/fileservice/file/download/a/27502/sc/134/h/d2324b616a8d5d877e014ba5436b9aa0.gif)
Чеботарева Татьяна, логопед
Часто возникающий вопрос у родителей: "Что такое ОНР?"
ОНР – общее недоразвитие речи у ребенка с нормальным слухом и сохранным интеллектом, но при этом нарушено формирование всех компонентов речи: фонетика, лексика, грамматика, семантика.
ОНР – показатель (а не болезнь) того, как говорит ребенок.
Диагноз до 3 лет: «ЗРР» – задержка речевого развития.
Диагноз с 3 лет: «ОНР (с дизартрическим компонентом)» , «ОНР III уровня как следствие ММД», «ОНР, III уровень речевого развития на фоне нарушения иннервации речевого аппарата».
При сниженном интеллекте у ребенка с умственной отсталостью I, II, III уровня ОНР вторично и в диагнозе звучит как «Системное недоразвитие речи у ребенка с интеллектуальной недостаточностью».
При ОНР характерно:
- Позднее появление речи;
- Резко ограниченный словарный запас;
- Наличие аграмматизмов;
- Проблемы фонетико-фонематического развития речи.
Причины ОНР:
- Педагогическая запущенность;
- Двуязычие в семье;
- Нарушение фонематического слуха из-за снижения физического слуха;
- Отсутствие четких дискинезий (ощущений движения артикуляционных органов).
ОНР наблюдается при таких нарушениях речи, как ринолалия, алалия, дизартрия, анартрия. ОНР всегда функционально и не имеет органического генеза.
ОНР, I уровень - самый сложный.
Полное или почти полное отсутствие речи в возрасте, когда у нормально развивающихся детей она уже сформирована. Ребенок с I уровнем речевого развития говорит лепетные слова, обрывки слов, звукоподражания, использует жесты вместо слов. Фразовая речь отсутствует. Способность воспроизводить звуковую и слоговую структуру слова не сформирована. Понимание может быть нарушено и ограничено бытовой ситуацией. Задания вызывают трудности в выполнении. Снижено понимание грамматических категорий: числа существительных и глаголов (где поЮт, где поЁт); рода глаголов прошедшего времени единственного числа (упаЛ – упаЛА); вида глаголов (пишет – написал); пространственного положения предметов ( на, в, под, над, из, из-за).
Вывод: дети с I уровнем речевого развития получают логопедическую помощь с 3 лет при трёхгодичном нахождении в логопедической группе детского сада.
ОНР, II уровень – речевые возможности растут.
Общение осуществляется не только с помощью жестов с лепетными отрывками слов, но и посредством постоянных, хоть и искаженных, слов. Появляются зачатки общеупотребительной речи. В активном словаре появляются названия предметов и действий. Возникает простая фраза из 2-3 слов, увеличивается объем понимания речи. Появляются грамматические категории рода и числа. Воспитывать понимание рода нужно на картинках, лучше всего на примере животных и их детенышей (так ребенок знакомится с уменьшительно-ласкательными суффиксами). На данном уровне все еще отсутствует согласование существительных с прилагательным. Улучшается понимание речи. Произношение звуков и слов грубо нарушено, звуковой анализ и синтез недоступен.
Вывод: дети со II уровнем речевого развития поступают в логопедическую группу с 4 лет сроком обучения на 3 года.
ОНР, III уровень – бытовая речь более менее развернута, но есть неточное знание и употребление многих обиходных слов.
В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Наблюдаются попытки образовать сложные предложения. Дети начинают пользоваться всеми частями речи, изменяют их по лицам, числам, падежам. Ошибки в падежных окончаниях, смешение форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении. Способами словообразования не пользуются, нет приставочного образования глаголов. Появляются слова различной слоговой структуры и звуконаполняемости. Звукопроизношение нарушено, что создает трудности в овладении звуковым анализом и синтезом. Понимание обиходной речи хорошее, но иногда проявляется незнание и смешение смысла слов, близких по звучанию.
Вывод: дети с III уровнем речевого развития поступают в логопедическую группу с 5 лет сроком обучения на 2 года.
![](http://fs-thb03.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/9b270a9e7e5b35e73270283f064a24ec.jpg/s/s1200x/a/27502/sc/98)
![](http://fs-thb02.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/c2d283f39818ffee6d313e4131a3a5b8.png/s/500x/a/27502/sc/194)
Рабочая программа логопеда для детей с ОНР. Подготовительная группа
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ
![](http://fs-thb02.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/c2d283f39818ffee6d313e4131a3a5b8.png/s/500x/a/27502/sc/194)
Рабочая программа логопеда для детей с ОНР. Средняя группа
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ
![](http://fs-thb02.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/c2d283f39818ffee6d313e4131a3a5b8.png/s/500x/a/27502/sc/194)
Рабочая программа логопеда для детей с ОНР. Старшая группа
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ
![](http://fs-thb02.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/c2d283f39818ffee6d313e4131a3a5b8.png/s/500x/a/27502/sc/194)
Рабочая программа логопеда для детей с ОНР.Вторая младшая группа
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ
![](http://fs-thb02.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/c2d283f39818ffee6d313e4131a3a5b8.png/s/500x/a/27502/sc/194)
Рабочая программа учителя-логопеда для детей с ОНР. Подготовительная группа
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ
![](http://fs-thb02.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/c2d283f39818ffee6d313e4131a3a5b8.png/s/500x/a/27502/sc/194)
Рабочая программа учителя-логопеда для детей с ОНР. Старшая группа
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ
![](http://fs-thb03.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/8873f23fda7d62ff90e8ffad4198ec66.png/s/500x/a/27502/sc/320)
Рабочая программа учителя-логопеда для детей с ОНР. Средняя группа
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ
авторизуйтесь