Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Использование русского фольклора в формировании звукопроизносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
Куликова Наталья Александровна,
учитель-логопед
МБДОУ «Д/с «Настенька» г. Абакан
Овладение родным языком, как способом и средством общения и познания представляет собой одно из самых существенных достижений ребёнка в дошкольном детстве. Подготовленный артикуляторный аппарат и умение хорошо распознавать и дифференцировать точное или искаженное произношение звуков в своей и чужой речи, являются необходимыми предпосылками для становления произносительной стороны речи у детей с различной патологией.
Грамотная речь – важнейшее условие многогранного и полноценного развития детей. Благодаря, богатой и правильной речи, у ребенка появляется возможность в познании окружающей действительности, он может легко излагать свои мысли. Отношение со сверстниками и взрослыми приобретает содержательный и полноценный характер, у ребенка активно формируется психическое развитие.
В настоящее время численность детей с дефектами звукопроизношения умножается, педагоги и родители обязаны иметь сведения о том, какие недостатки речи говорят о действительно важных её нарушениях, а какие на самом деле оказываются возрастными нарушениями. Вопрос состоит в том, возможно ли при своевременном обследовании и коррекции, компенсировать дефекты звукопроизношения у старших дошкольников.
Проблемы формирования чистого звукопроизношения в дошкольном возрасте исследовали многие отечественные ученые, среди них можно отметить А.Н. Гвоздева, А.В. Миртова, М.Ф. Фомичева, И.Е.Тихееву, А.М. Бородич, и т.д.
С рождения в процессе речевого развития у ребенка формируются в сознании несколько языковых систем, каждая из которых обладает собственным правилом и строением. Сначала у ребенка появляется крик, который переходит в гуление, лепет, слоги, которые перерастают в слова и наконец фразы и предложения [3].
Специфика формирования звуков на начальном этапе является не стабильность артикуляционной моторики при их произношении. Другие фонетические компоненты появляются группами, а порядок овладения групп согласных находится во взаимозависимости от артикуляционных особенностей звуков, состоящих в этих группах. Большая часть звуков формируются поэтапно, через промежуточные звуки. Большую значимость имеет отслеживание смены “звуков – заместителей”. Процедура замены звуков трудная и своеобразная. А. Н. Гвоздев полагал, что звуки, которые отсутствуют в процессе развития речи, заменяются другими звуками, которые уже сформированы у ребенка [2].
Освоение звуковой стороны языка, с точки зрения Д.Б. Эльконина, наступает с того момента, когда язык становится способом общения. Специфика формирования звуков на начальном этапе является не стабильность артикуляции при их произношении.
Чистым звукопроизношение представляет собой одно из важных звеньев становления речи. Чистым звукопроизношением ребенок овладевает поэтапно. Звуки усваиваются не изолированно, а в процессе поэтапного овладения навыками верного произношения отдельных слов и целых фраз. Овладение речью – сложный, многогранный психический процесс, ее зарождение и последующее формирование зависит от множества причин. Речь развивается в том случае, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат и дыхание ребенка достигнут конкретного уровня развития но, имея даже сформированный мозг, довольно развитый речевой аппарат, хороший физический слух, в отсутствии речевого окружения, ребенок никогда не заговорит. Чтобы у него возникла и правильно развивалась речь, необходима речевая среда.
Нужно чтобы у ребенка возникла необходимость пользоваться речью, как главным средством общения со сверстниками, близкими, чтобы достичь желаемого результата необходим образец взрослых.
Народное искусство слова, устное народное творчество, называется фольклором. Используя в своей речи русский фольклор, дети обучаются лаконично, красочно и четко излагать свои мысли и чувства, речь обретает интонационную выразительность. У детей формируется умение творчески применять слово, образно обрисовать предмет, дать ему колоритную характеристику, а также развиваются навыки правильного звукопроизношения.
Фольклором называют словесное искусство, которое включает в себя: загадки, потешки, пестушки, поговорки, пословицы, чистоговорки, скороговорки, частушки, колыбельные песни, легенды, сказки, притчи, мифы, былины, героический эпос, сказание и прочее [4].
По мнению, А.П. Усовой, О. Ушаковой потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются великолепным материалом для становления произносительной стороны речи. Язык, созданный народом богат выразительной лексикой и образными разговорными формами. С помощью народных игр, можно показать детям богатство родного языка. Содержащийся в народных играх фольклорный материал содействует овладению родной речью. Например, игра – забава "Ладушки - хлопушки", где взрослый задает вопросы, а ребенок отвечает, сопровождая свои ответы соответствующими движениями. По мнению Т. Тарасова, в процессе игр – забав, развивается не только речь, но и мелкая моторика рук, что подготавливает руку ребенка к письму [5]. Загадки обогащают словарный запас детей за счет неоднозначности слов, могут помочь освоить звуковой и грамматический строй русского языка, заставляя, сосредоточится на языковой форме и анализировать ее, что подтверждается исследованиями Ф.А.Сохина [7].
После постановки звука, ребенок проходит этапы автоматизации звука в слогах, словах, предложениях и во фразовой речи. При автоматизации во фразовой речи, работу можно сочетать с разучиванием стихотворения, рассказами по картинке, дидактическими играми и т.д. При закреплении звука во фразовой речи нельзя выделять его из слов, так как это будет отвлекать ребенка и мешать ему следить за последовательностью изложения. Поэтому к этому этапу работы переходят только после автоматизации звука в словах. [1]
Мы разработали комплекс заданий по использованию упражнений для формирования навыков звукопроизношения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Мы подобрали серию занятий, направленных на закрепление навыков правильного звукопроизношения у старших дошкольников, условно разделенную на два этапа:
I. Подготовительный этап
Основные задачи:
- развитие слуховой памяти, слухового внимания, и фонематического восприятия;
- устранение неточности развития речевой моторики, выполнение подготовительных артикуляционных упражнений для формирования подвижности органов артикуляционного аппарата.
II. Развитие произносительных умений и навыков
Основные задачи:
- ликвидирование неправильного звукопроизношения;
- формирование умения различать звуки, близкие по артикуляции и звучанию;
- развитие произносительных умений и навыков в разных видах самостоятельной речи детей.
Для определения исходного уровня сформированности звукопроизношения мы применили методику обследования звукопроизношения у детей 5-6 лет по Стребелевой Е.А [6].
По завершении двух этапов, мы провели контрольный эксперимент. При анализе полученных данных у детей экспериментальной группы старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня были обнаружены следующие результаты: количественный анализ полученных данных на констатирующем этапе позволяет говорить о том, что произносительная сторона речи старших дошкольников с ОНР III уровня в рамках обследуемых показателей характеризуется следующими особенностями.
Неправильное звукопроизношение у детей экспериментальной группы было обнаружено у 4 человек (40%). Эти дети испытывают трудности при произношении сонорных звуков.
В экспериментальной группе 3 ребенка (30%) еще допускают ошибки в определении заданного звука в словах, не всегда могут найти слова с определенным звуком из ряда других слов, не выделяют слова с заданным звуком из фразы, не сразу находят место заданного звука в словах.
В экспериментальной группе 4 ребенка (40% ) четко выговаривают все звуки родного языка.
Таким образом, использование русского фольклора способствует закреплению навыков правильного произношения у старших дошкольников с ОНР III уровня, при условии что педагог: побуждает ребенка использовать фольклорный материал для автоматизации и дифференциации звуков, включает речевой материал в упражнения, игры и творческие задания.
Библиографический список
1. Волосовец Т.В., Горина Н.В., Зверева Н.И. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2007.
2. Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка: Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. учеб. заведений / сост. М.М. Алексеева, В.И.Яшина. - М., 2007.
3. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов ДОУ.- 2-е изд.- М.: Мозаика-Синтез, 2007.
4. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. - М., 2007.
5. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников.- М.: Изд-во института психотерапии, 2007.
6. «Нагляд. материал для обследования детей». — Под ред. Е.А. Стребелевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 2009.
7. Развитие речи детей дошкольного возраста/ под ред. Ф.А Сохина.-2-е изд.,испр.-М ., Просвещение, 2007.
авторизуйтесь