Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о различных свойствах окружающих предметов: цвет, форма, размеры, положение в пространстве.
Дети с раннего возраста начинают всячески изучать и взаимодействовать с окружающим миром. Ребенок знакомится с предметами, реагирует на свет или его отсутствие, чувствует запахи, вкусы, реагирует на голос, а также изменение температуры. Дети постепенно начинают знакомиться с музыкой, скульптурой, живописью, но в большинстве случаев это происходит достаточно спонтанно и весьма поверхностно.
В силах родителей предпринять все необходимые попытки по сенсорному развитию своего ребенка, что необходимого для комплексного развития личности. О том, что это такое, и какие меры педагогического воздействия можно предпринять, мы и поговорим в сегодняшней статье.
Общая информация
Сенсорика – это возможность организма распознавать внешнее воздействие. Сенсорная система человека является частью нервной системы, она ответственна за восприятие. В сенсорную систему входят различные анализаторы – слуховой, вестибулярный, двигательный, тактильный и зрительный, которые обрабатывают полученные сигналы отделов головного мозга.
Проще говоря, через вкусовые рецепторы, обоняние, зрение, слух и осязание у ребенка закладывается представление об окружающем мире. На основании этих образов формируется умственная деятельность ребенка и его последующее развитие.
Значение сенсорного развития в раннем возрасте очень высоко. Именно этот период оказывается наиболее благоприятным в совершенствовании органов чувств, а также накоплении знаний об окружающем мире.
Сенсорный эталон
Сенсорный эталон – это очень широкое понятие, которое подразумевает под собой укоренившиеся понятия и нормы об основных видах свойств и отношений. Сенсорных эталонов бывает несколько:
- Семь музыкальных нот. Они расположены друг за другом в определенной последовательности (чем тоньше звучит нота, тем она выше расположена).
- Семь основных цветов. Наверняка вам с детства знакома мнемоническая фраза: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». Собственно, эта фраза использовалась для лучшего запоминания последовательности семи основных цветов в радуге: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Безусловно, есть огромное количество других оттенков, но все они пошли именно от этих основных цветов.
- 33 буквы русского алфавита – от А до Я.
- Четыре основных вкуса – сладкий, соленый, горький и кислый.
- Пять основных фигур – круг, квадрат, прямоугольник, овал и треугольник.
- Три основных размера – большой, средний и маленький.
Сенсорные нарушения у детей
Сенсорные нарушения у детей – это отклонения, связанные с нарушением в определенной части нервной системы, которая ответственна за восприятие. К таким отклонениям относятся нарушения зрения, слуха и опорно-двигательной системы.
Существует несколько признаков сенсорных нарушений у детей:
- отсутствие реакции на звук и свет;
- различные речевые нарушения;
- невозможность совершения произвольных движений.
Такие расстройства встречаются у детей с ДЦП, при различных парезах и параличах, умственной отсталости, нарушении центральной нервной системы, а также после перенесенного полиомиелита.
Причинами сенсорных нарушений могут быть различные факторы:
- травмы головы или позвоночника;
- вирусные и инфекционные заболевания (как ребенка, так и матери во время вынашивания плода);
- хронические заболевания у родителей;
- различные патологии беременности и тяжелая родовая деятельность (часто такие нарушения встречаются у детей, рожденных раньше положенного срока).
Преодоление всех этих нарушений начинается с комплексной диагностики, на основании которой строится дальнейшее лечение и коррекция.
Основные особенности сенсорного развития детей
Заниматься сенсорным воспитанием ребенка необходимо с первых месяцев его жизни. Далее мы рассмотрим основные методы развития сенсорики в зависимости от возраста.
Первый год жизни
С 4 по 16 неделю ребенок воспринимает окружающий его мир через обоняние и осязание. С 17 недели основным органом восприятия оказывается зрение, а с 1,5 лет можно переходить к развитию мелкой моторики.
Для развития органов осязания полезен частый физический контакт матери с ребенком в течение дня. После 3 месяцев можно переходить к простым пальчиковым упражнениям.
неторопливой, на понятном ребенку языке, с многократными повторениями высказываний (вспомните такие сказки как «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок»). Ребенок, в силу возраста, еще не будет вам отвечать, но он будет внимательно слушать, реагировать на тембр голоса, интонации и т.д. Полезно включать дома различную музыку (желательно классику, детские потешки, подойдут любые мелодичные простые по содержанию произведения).
При развитии зрения можно воспользоваться следующими рекомендациями:
- В 4-8 недель можно начинать показывать ребенку черно-белые картинки.
- После 8 недель добавлять побольше цвета в его окружающий мир. Для этого можно использовать цветные картинки и игрушки, отдавая предпочтение спокойным оттенкам.
- Следует почаще подносить ребенка к окну, показывая ему окружающий мир. При прогулке в коляске желательно, чтобы он был в сидячем положении, чтобы он наблюдал за происходящим вокруг.
От 1 года до 3 лет
В это время ребенок начинает ходить, активнее знакомиться с окружающими его предметами.
К 3 годам ребенок должен освоить следующие навыки:
- танцевать под музыку;
- уметь собирать пирамидку, складывая кольца по величине;
- он должен разбираться в материалах, т.е. какой из них гладкий, мягкий и т.д.;
- разбираться в основных вкусах (сладкий, кислый, горький, соленый);
- распознавать простейшие геометрические фигуры – шар и куб;
- уметь группировать предметы по заданным параметрам: размер, форма и цвет.
Для сенсорного развития в этом возрасте важно почаще разговаривать с ребенком, отвечать на все его вопросы. Можно использовать игры на развитие мимики, чтобы ребенок понимал, как выглядит каждая эмоция. Полезно будет приобрести бизиборд, а также заниматься с ребенком лепкой.
С 4 до 6 лет
Это очень важный период, потому что впереди ребенка ждет обучение в школе, поэтому он должен быть максимально подготовлен к ней.
Вот несколько полезных рекомендаций:
- В этот период необходимо максимально расширять его кругозор, поэтому желательно водить ребенка по новым местам. Это могут быть различные экскурсии, ботанические сады, зоопарки и т.д.
- Можно давать ребенку новые продукты, которых он до этого не пробовал. Естественно, если он аллергик, то с этим нужно быть особенно осторожным.
- Необходимо рисовать с ребенком.
- Желательно делать различные поделки.
- Хорошо, если дома есть какой-нибудь музыкальный инструмент. Музыка очень полезна для комплексного развития ребенка.
- Нужно начинать вводить домашние обязанности: помогать по дому, ухаживать за одеждой и обувью, стирать мелкие предметы одежды и т.п.
Какие игры полезны для сенсорного развития ребенка?
Для сенсорного развития ребенка можно использовать различные виды игр на восприятие вкуса и запаха, форм, цвета и тактильные ощущения. Их существует достаточно много, поэтому рассмотрим несколько из них.
Для развития восприятия цвета хорошо подходит игра «Сам себе ювелир». Для нее понадобится нитка, на которую ребенок должен нанизать 10 бусинок разного цвета. Можно заранее задать определенную последовательность, чтобы ребенок соблюдал этот алгоритм.
Игра «Забавные шарики» подходит для развития тактильных ощущений. В несколько шариков необходимо положить монеты, различные крупы и т.д. Шарики завязываются, и ребенок должен угадать по своим тактильным ощущениям, что находится внутри.
Игра «Найди домик» на восприятие размера. Для нее вам понадобится 3 куклы и 3 домика (по 2 маленьких и 1 большому). Ребенок должен правильно распределить игрушки по домам в соответствии с их размерами.
Игра «Съедобное-несъедобное» развивает обоняние ребенка. В коробку необходимо положить несколько съедобных и несъедобных предметов. Одно важное условие – они должны обладать достаточно ярким и узнаваемым запахом. Ребенку завязываются глаза, после чего к его носу подносят предмет. Его задача заключается в том, чтобы по запаху определить какой предмет находится перед ним – съедобный или несъедобный.
Это лишь малая часть возможных игр на развитие сенсорного восприятия, которые можно проводить в домашних условиях. Необходимо активнее заниматься с ребенком, тренируя все его сенсорные системы, а не пускать их развитие на самотек.
Статья проверена: Леонова Зоя Леонидовна
авторизуйтесь