Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Нарушения письменной речи достаточно часто встречаются у детей школьного возраста, поэтому эта проблема является крайне актуальной. Часто они сочетаются с нарушениями процесса чтения, что серьезно сказывается на успешности обучения ребенка в школе, потому что именно письмо и чтение являются базой для получения необходимых знаний.
Для проведения полноценной коррекции необходима комплексная диагностика нарушений письменной речи. На основании полученных сведений, логопед определяет степень выраженности дефекта, а также формирует дальнейшую стратегию логопедического воздействия.
Особенности письменной речи
В норме письменная речь осуществляется на основе сформированности определенных речевых и неречевых функций:
- слуховая дифференциация звуков;
- правильное звукопроизношение;
- языковой анализ и синтез;
- сформированность лексико-грамматической стороны речи;
- зрительный анализ и синтез;
- пространственные представления.
Овладение письменной речью – это важный момент в жизни ребенка, который является логическим следствием его комплексного развития. Успешность ее овладения во многом определяется активностью познавательной деятельности ребенка.
Постепенно у детей вырабатывается двигательная формула букв, умение записывать слова на основании правил правописания. Школьники осваивают орфографию, учат правила и изучают, как именно применять их на практике. Каким-то детям относительно легко дается эта информация, а кто-то испытывает серьезные трудности.
Проблемы с овладением письменной речью, как правило, возникают при органическом поражении ЦНС. Если проблемы будут вовремя выявлены и будет проведена соответствующая коррекция, то это позволит не допустить их перехода на последующие этапы обучения.
Актуальность проблемы объясняется не только трудностями усвоения школьной программы. Нарушения письменной речи приводят к эмоциональным переживаниям самого ребенка, который осознает, что он допускает ошибки на письме и не может никак с этим справиться. На фоне этого ухудшается психоэмоциональное состояние, потому что он понимает, что он уступает своим сверстникам. Ребенок думает, что он «хуже» их, на фоне чего могут возникнуть проблемы с дисциплиной и даже конфликты со сверстниками.
Как проводится диагностика нарушений письменной речи?
Карта обследования речи – это основной документ, на который должен ориентироваться логопед в своей профессиональной работе. Он проводит комплексное обследование речи учащихся, записывая в речевой карте его результаты.
В ходе обследования выявляется уровень сформированности связной речи, правильность ее фонетического и лексико-грамматического оформления, а также готовность к звуковому анализу и синтезу слов. На основании результатов обследования формируются соответствующие коррекционные мероприятия, направленные на устранение обнаруженных дефектов.
Уровень сформированности у детей навыков письменной речи определяется на основании их письменных работ. Логопед отмечает виды, характер и степень выраженности специфических ошибок. Важно учитывать, что тексты для диагностики необходимо подбирать с учетом возраста детей, а также продолжительности обучения (имеется в виду, когда именно проводится обследование речи – в начале, середине или конце учебного года).
Обследование письменной речи включает в себя списывание:
- с рукописного текста;
- с печатного текста;
- списывание с осложненными заданиями (к примеру, в предложении необходимо подчеркнуть слово, состоящее из трех слогов).
Другим средством диагностики является диктант. После написания учениками диктанта, на несколько минут открывается текст диктанта, записанного на доске. Дети должны найти свои ошибки в тексте, а также исправить их цветными карандашами. Их использование объясняется тем, что необходимо отличить ошибки, которые были исправлены в ходе зрительной самопроверки от ошибок, которые были сделаны в ходе написания диктанта и от последующих исправлений со стороны специалиста. При диагностике необходимо учитывать не только общее количество ошибок, но и количество ошибок, которые были исправлены самостоятельно.
Третьим средством диагностики нарушений письменной речи является самостоятельное письмо. Задания могут иметь разный характер:
- дать подписи к предметным картинкам;
- дать подписи к сюжетным картинкам;
- написание изложения или сочинения.
Как происходит интерпретация полученных результатов?
Оценка успешности выполнения заданий определяется с помощью системы баллов. Их общее количество говорит о степени выраженности нарушения письменной речи. Такая же методика позволяет проанализировать уровень сформированности контроля над процессом письма. Логопед вычитает из общего количества ошибок те ошибки, которые ребенок самостоятельно нашел и исправил.
Важно отметить, что одни и те же задания даются ученикам 2 раза. Материал, который использовался для диагностики письменной речи, дается, условно, в конце первого и в начале второго класса, в конце второго и начале третьего, и т.д. Это позволяет определить количество ошибок в разных временных промежутках (в конце учебного года или в начале нового учебного года). На основании полученных результатов формируется индивидуальная программа коррекционной работы.
Диагностика позволяет выяснить, что именно превалирует в картине речевого дефекта в каждом конкретном случае. Такой индивидуальный подход позволяет проводить успешную коррекцию нарушений, позволяя ребенка освоить навыки письма, которые необходимы для успешного обучения в школе.
Статья проверена: Леонова Зоя Леонидовна
авторизуйтесь
подружке отправлю статью, она совсем недавно прошла дистанционные курсы в ИМО, думаю, будет интересно