Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
С каждым годом растет количество детей, у которых есть различные речевые нарушения. Им сложнее усваивать учебный материал, чем их сверстникам, поэтому крайне важно проводить раннюю логопедическую диагностику, чтобы можно было начать коррекционную работу как можно быстрее. В противном случае дефект речи будет прогрессировать и возникает большая вероятность того, что эти недостатки перенесутся на процессы чтения и письма.
Среди прочих логопедических мероприятий, которые предполагают постановку и автоматизацию звуков, важным процессом является дифференциация согласных звуков – это различение звуков, которые схожи друг с другом по каким-то признакам. Достаточно часто дети умеют произносить те или иные звуки правильно, но в самостоятельной речи они заменяют их на сходные по звучанию. Дифференциация является важным этапом на пути формирования правильного звукопроизношения и если ей пренебрегать, то в дальнейшем у ребенка может развиться дислексия и дисграфия.
Сегодня мы рассмотрим дифференциацию звонких и глухих согласных звуков, которая имеет определенную специфику. Также мы приведем пример нескольких заданий, которые активно используются в логопедической практике.
Дифференциация звонких и глухих согласных
По акустико-артикуляционному сходству часто смешиваются парные звонкие-глухие согласные: [Б]-[П], [В]-[Ф], [Д]-[Т], [С]-[З], [Г]-[К] и [Ш]-[Ж]. Соответственно, для каждой группы звуков существуют свои задания и упражнения на дифференциацию.
Звонкие согласные произносятся с большим участием голоса, чем глухие. Часто различия между этими звуками полностью исчезают, особенно при шепотном проговаривании слов. Недостаток фонематических представлений у детей, имеющих различные речевые нарушения, приводит к появлению специфических ошибок: «картовель», «знежная» и т.д. При этом эти ошибки носят стойкий характер.
В качестве примера рассмотрим речевой материал по дифференциации звуков Б и П. Все упражнения должны выполняться последовательно, от простого к сложному. Важна системность, регулярность занятий, а также комплексный подход к выполнению упражнений, который предполагает опору на разные анализаторы.
1. Четко произносим слоги парами
БА – ПА ПА – БА БА – ПА – БА
БО – ПО ПО – БО БА – БА – ПА
БУ – ПУ ПУ – БУ ПА – БА – БА
БЫ – ПЫ ПЫ – БЫ
2. Четко произносим слова парами
бас – пас быль – пыль
бар – пар боль – поль
бух – пух бить – пить
бот – пот болит – палит
бел – пел бока – пока
баня – Паня блошки – плошки
блеск – плеск банки – панки
робот – ропот баста – паста
борт – порт балка – палка
бочка – почка барка – парка
башня – пашня бомба – помпа
3. Необходимо добавить пропущенный слог «БА» или «ПА», исходя из контекста
Ли… (па).
Сту… (па).
Лю… (ба).
Шай… (ба).
Лам…. (па).
Ры…. (ба).
Тро…. (па) и т.д.
4. Четко произносим слова и словосочетания
Победа, палуба, пальба, полушубок, беспорядок, пробочка, байковое платье, послушный ребенок, пустая бутылка, спелый банан, бинокль капитана, белый платок, теплая шуба, большая палка, пестрая бабочка.
5. Повторяем чистоговорки
С балки упали палки.
На былинке пылинка, пылинка на былинке.
Утром спозаранку купил баран баранки.
6. Дидактические игры
Игра «Распредели по адресам». Работа ведется с предметными картинками. Логопед описывает предмет, дети узнают его, называют, а также определяют наличие звука Б или П, его местоположение в слове. Далее они кладут звук (картинку с изображенным звуком) по адресу – в конверт «Б» или «П». При этом они хлопают в ладоши: громко – если звук Б, тихо – если звук П.
Это лишь малая часть возможных заданий по дифференциации глухих и звонких согласных звуков, которые используются на практике. В процессе проведения занятий важно поддерживать непринужденную атмосферу, поэтому большинство упражнений предполагают игровую форму. Важно использовать наглядные материалы, чтобы у детей сохранялся интерес к выполнению упражнений. Большинство из них можно выполнять в домашних условиях на основании рекомендаций логопеда, поэтому роль родителей в формировании правильного звукопроизношения их ребенка также крайне важна.
Статья проверена: Леонова Зоя Леонидовна
авторизуйтесь