Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Фонетическая ритмика – это определенная форма активной терапии в коррекции различных дефектов речи. Это система двигательных упражнений, в которых различные движения корпуса тела, ног, рук и головы сочетаются с произнесением звуков, слогов, слов и даже целых фраз. Использование этой техники оказывается очень эффективным, потому что филогенетическая связь между развитием движений и формированием звукопроизношения научно доказана.
У детей с нарушениями речи разной степени тяжести могут быть проблемы не только со звукопроизношением, но присутствовать нарушения голоса, дыхания, темпа и ритма речи. Многие из них говорят на выдохе, а не на вдохе, им не хватает воздуха, чтобы закончить начатую фразу, поэтому к ее концу голос заметно становится тише. Зачастую таким детям просто не интересны традиционные логопедические занятия, поэтому их эффективность заметно снижается. В таких условиях целесообразно искать альтернативные методы, которые бы сделали занятия более интересными для такого ребенка. По этой причине фонетическая ритмика в ДОУ применяется достаточно активно, и она демонстрирует хорошие результаты.
Цели и задачи фонетической ритмики
Регулярное проведение речевых занятий с использованием игровых упражнений на основе фонетической ритмики способствует следующему:
- у детей активнее развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика и координация движений;
- улучшается фонематический слух;
- нормализуется речевое дыхание;
- формируется умение изменять силу и высоту голоса;
- улучшается ритмико- интонационная сторона речи;
- уточняется артикуляция имеющихся звуков, вызываются по подражанию некоторые из отсутствующих звуков, создается база для успешной постановки звуков, быстрее и успешнее протекает процесс автоматизации звуков;
- повышается речевая активность детей.
Это наиболее ярко проявляется именно в работе с «неговорящими» детьми. Фонетическая ритмика стимулирует у детей появление начала собственной активной речи.
При выполнении упражнений одновременно работает слуховая, зрительная и кинестетическая системы, в результате чего улучшается произношение звуков. В дальнейшем, когда звукопроизношение не будет сопровождаться движениями, полученные навыки никуда не денутся, т.е. ребенок будет лучше произносить звуки в своей повседневной речи.
Цель коррекция нарушений речевой деятельности через развитие:
- слуховой, зрительной памяти, внимания;
- оптико- пространственных представлений и навыков;
- статической и динамической координации общих движений;
- тонкой произвольной моторики и мимики лица;
- фонетического слуха;
- воспитание: чувства ритма и темпа в движении, способности восприятия музыкальных образов, ощущения в движениях и речи ритмической выразительности;
- темпа, ритма дыхания и речи;
Основными задачами этой технологии является развитие речедвигательного анализатора для формирования правильного произношения звуков, основываясь на совершенствовании уровня общих движений. Другая важная задача – это формирование у детей естественной речи с выраженной интонацией и ритмикой с помощью перехода от общей моторики к речедвигательной.
Основные рекомендации к проведению упражнений
Перед выполнением основных упражнений, необходимо поработать с дыханием. Необходимо положить руки на область диафрагмы, сделать вдох через нос (брюшная стенка выпячивается вперед). Далее делаем выдох через рот (диафрагма втягивается). Делаем вдох носом, а на выдохе произносим тот звук, который будет отрабатываться.
При выполнении упражнений необходимо соблюдать следующие рекомендации:
- Все движения, которые будут выполняться в ходе упражнений, должны рассматриваться в качестве стимуляции для формирования и закрепления звукопроизношения.
- Ребенок должен выполнять движения, повторяя за специалистом, т.е. все делается исключительно по подражанию без предварительного заучивания.
- Упражнения выполняются только стоя. Все дети находятся примерно в двух с половиной метрах от педагога, расположившись по кругу от него. Такое расстояние обусловлено тем, что дети должны видеть педагога полностью.
- Дети должны повторять движения синхронно.
- Все движения повторяются по 2-5 раз. Продолжительность упражнения – 2-3 минуты.
- Занятия ведутся по принципу «от простого к сложному». Сначала количество повторений минимальное, но по мере того, как дети научатся повторять их правильно, количество увеличивается.
- В ходе выполнения упражнений может произойти ситуация, когда у одного из детей не будет получаться то или иное движение. В таком случае следует заниматься с ребенком индивидуально, чтобы он освоил его.
- Не нужно делать акцент ребенка на том, что у него что-то не получается. При этом его следует хвалить даже за малейшие успехи, чтобы повышать в нем мотивацию. Словесная похвала необязательна, поэтому ее можно заменить улыбкой, подмигиванием, поглаживанием по спине и т.д.
- Важно чередовать быстрые и медленные движения, напряженные и расслабляющие, что положительно влияет на двигательную активность детей и повышает их настроение.
- Педагог, который выполняет упражнения по фонетической ритмике, должен быть образцом для подражания. Это значит, что его речь должна быть правильной, эмоционально окрашенной, при этом сами движения он должен выполнять не только правильно, но и красиво.
Занятия должны приносить радость и удовольствие, носить яркую эмоционально-положительную окраску. На начальном этапе некоторыми детьми упражнения могут быть восприняты достаточно пассивно, но ни в коем случае нельзя их принуждать. Когда они посмотрят, что педагог и другие дети синхронно выполняют движения, то они и сами постепенно начнут повторять их.
Выполнение упражнений по фонетической ритмике
Упражнения для неговорящих детей или детей, имеющих другие проблемы с речью, проводятся с постепенным повышением сложности. Их достаточно много, поэтому для примера рассмотрим несколько из них.
Звук А
Упражнение №1. Дети вытягивают руки вперед, соединив ладони. Далее произносится протяжный звук А, при этом руки плавно разводятся и поднимаются ладошками вверх.
Упражнение №2. Следует команда педагога: «Спрятались!». Дети занимают исходное положение: приседают на корточки, обхватывают руками колени и прижимают подбородок к груди. Когда звучит команда: «Встали и обрадовались!», дети быстро встают и разводят руки в стороны ладошками вверх, произнося протяжный звук А. Упражнение следует выполнять радостно, с улыбкой на лице.
Звук И
Руки согнуты перед грудью, указательные пальцы направлены вверх (остальные сжаты в кулак). Произносится протяжный звук И, дети встают на носочки, поднимают руки высоко над головой и тянутся вверх. Упражнение выполняется с интонацией удивления и радости.
Знакомить детей со звуками следует в определенной последовательности, начиная с простых в произношении и постепенно переходя к более сложным: (гласные звуки: а, о, у, э, и, ы; согласные звуки: м, н, ф, в, п, б, т, д, к, г, х, с, з, ц, ш, ж, ч, щ, л, р, й, йотированные гласные). Фонетическая ритмика может выступать и как самостоятельная техника, и как дополнительный метод логопедического воздействия. Упражнения предполагают активность и непринужденную атмосферу, поэтому их очень удобно проводить в паузах между стандартными занятиями, чтобы немного разгрузить детей, при этом провести это время с пользой для них.
Статья проверена: Леонова Зоя Леонидовна
авторизуйтесь