Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Среди дошкольников, которые поступают в первый класс, с каждым годом встречается все большее количество детей, имеющих различные нарушения речи. Это приводит к тому, что дети имеют сложности с освоением навыков чтения и письма, поэтому они не могут в полной мере реализовать свой потенциал. Если не заниматься с ребенком с раннего возраста, то в дальнейшем у него будут проблемы с освоением школьной программы в целом и, как следствие этого, возникнут сложности с профессиональной реализацией в жизни.
В конституции Российской Федерации указано, что все дети имеют одинаковое право на образование. Поэтому перед логопедами стоит задача создания оптимальных условий для реализаций потенциальных возможностей детей с ОВЗ. Логопедическое сопровождение ребенка с начальных классов имеет определенные цели и задачи, о которых мы сегодня и поговорим.
В чем особенности логопедического сопровождения детей?
Хорошо развитая речь – это гарантия успешного обучения в школе, а также нормальной коммуникации ребенка со своими сверстниками, педагогами и т.д. Фактически, это визитная карточка человека, потому что мы всегда оцениваем, как разговаривает и общается наш собеседник, на основании чего мы составляем о нем свою картину восприятия.
Нарушения устной и письменной речи оказывают негативное влияние на развитие познавательной деятельности. Это мешает нормальной социальной адаптации и развитию личности ребенка. Соответственно, дети с речевыми нарушениями нуждаются в создании определенной коррекционно-развивающей среды, в организации которой большую роль играет работа логопеда и педагога-психолога в ДОУ.
Программа логопедического сопровождения ребенка должна строиться на базе нескольких принципов:
- Системность. Комплексное развитие ребенка – это процесс, в котором взаимосвязаны все компоненты. Если развивать только одну функцию, то это не даст результата в комплексе, поэтому важна именно системная работа.
- Взаимодополняемость. Развитие одной познавательной функции дополняет развитие других функций.
- Соответствие индивидуальным особенностям ребенка. Программа должна строиться на основе возраста ребенка, его психического и физического состояния.
- Адекватность нагрузок и требований к ребенку. Это способствует оптимизации занятий, а также повышению их эффективности. Это дает опору на те функции, которые не имеют недостатков, одновременно улучшая дефицитарные функции.
- Постепенность. Индивидуальная работа должна строиться по возрастающей, т.е. начиная от простого и постепенно переходя к сложному.
- Следование определенному темпу работ. Переход к новому этапу обучения возможен только после того, когда предыдущий материал полностью освоен.
Цели и задачи логопедического сопровождения
Логопедическое сопровождение ребенка с ОВЗ имеет 2 основные цели, которые можно разделить на кратковременную (коррекция и профилактика нарушений речи) и долгосрочную (обеспечение нормального развития ребенка, а также его успешная социальная адаптация).
У логопедического сопровождения есть несколько основных задач:
- обследование учащихся и выявление среди них детей, у которых есть различные речевые нарушения и которые нуждаются в соответствующей помощи;
- изучение уровня речевого, познавательного, физического развития, а также индивидуальных особенностей детей, которые нуждаются в логопедической поддержке;
- коррекция имеющихся нарушений в развитии устной и письменной речи учащихся;
- своевременное предупреждение и преодоление сложностей в освоении учащимися общеобразовательных программ;
- разъяснение специальных знаний по логопедии среди родителей детей и педагогов, а также оказание им помощи в организации полноценной речевой среды.
Основные этапы
Работа логопеда начинается с момента поступления детей в школу. Она включает в себя несколько основных этапов, т.е. важен системный подход.
Первый этап начинается со всестороннего обследования устной и письменной речи ребенка. Диагностика предполагает исследование следующих компонентов:
- понимание речи;
- сенсомоторный уровень речи;
- грамматический строй речи и словоизменение;
- словарь и навыки словообразования;
- связная речь;
- общая и мелкая моторика;
- письменная речь.
Обследование проводится с середины мая по июнь. Как правило, к концу июня удается изучить большинство дошкольников, что позволяет составить полную картину речевой подготовки детей, предварительно сформировать логопедические группы и комплектовать первые классы. По результатам обследования составляется речевой профиль на каждого учащегося и речевой профиль каждой группы.
Со второй половины сентября по май проводится второй этап логопедического сопровождения. В зависимости от поставленного речевого диагноза, проводится соответствующая коррекционная работа, которая проводится в рамках подгрупповых и индивидуальных занятий. Логопедические занятия проводятся 2-3 раза в неделю до достижения планируемого результата.
Коррекционно-развивающая работа проводится по утвержденным программам (примеры):
- «Коррекция нарушений устной и письменной речи» для учащихся с 1 по 4 класс.
- «Коррекция нарушений речи» для детей с легкой, умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
- Программа по предупреждению и коррекции дисграфии для учащихся с 1 по 4 класс.
- Индивидуальные программы по коррекции нарушений чтений для учащихся.
Третий этап – это отслеживание динамики и анализ всей проведенной коррекционно-развивающей работы. Проводится повторное обследование и диагностика речевого развития по той же схеме, что и на первом этапе. На основании полученных результатов делается вывод об эффективности используемых методик.
Важно понимать, что логопедическое сопровождение детей предполагает совместную работу и всяческое взаимодействие всех, кто участвует в воспитании и обучении: логопед, психолог, педагоги начальных классов, медицинские работники и родители.
Основные особенности работы логопеда
Работа логопеда с учителями начальных классов направлена на предоставление им необходимых знаний. Проводятся общие и индивидуальные консультации, разъяснение работы с детьми, имеющими нарушения речи.
Работа с родителями предполагает обучение их основам логопедических знаний, а также формам педагогической поддержки. Важно разъяснить родителям, что именно они могут сделать для того, чтобы помочь своему ребенку преодолеть имеющиеся проблемы. Проводятся консультации, лекции, презентации, различные игры и мастер-классы. Очень важно уделять внимание наглядной агитации, т.е. использовать в работе с родителями стенд с полезной и интересной информацией, которая обновляется каждый месяц.
Вот несколько основных особенностей работы логопеда с детьми:
- Всегда оцениваются индивидуальные особенности ребенка и конкретный речевой диагноз. В частности, у детей с ЗПР нарушения речи имеют стойкий характер, поэтому работа с ними априори более длительная, чем с учащимися массовых школ.
- У детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдается недоразвитие познавательной деятельности, поэтому логопедическая работа направлена на формирование анализа, синтеза, сравнения и обобщения.
- Работа должна осуществляться над речевой системой в целом, т.е. каждое занятие содержит задачи на развитие фонетико-фонематической стороны речи, лексико-грамматического строя и связной речи, звукобуквенного анализа и синтеза.
- Максимальное использование наглядных материалов и игровых упражнений.
- Обязательно введение в коррекционную работу занятий на развитие тонких движений рук.
- Программа занятий должна строиться с учетом дальнейшего усвоения программы по русскому языку.
- У детей с нарушениями речи зачастую повышенный уровень утомляемости, поэтому в ходе занятий важно периодически менять виды деятельности, переключая внимание ребенка, иначе он быстро потеряет интерес.
Логопедическое сопровождение предполагает системный подход, что дает возможность детям, имеющим различные нарушения речи, освоить основную школьную программу, а также интегрироваться в социум.
Статья проверена: Леонова Зоя Леонидовна
авторизуйтесь