Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
За последние годы количество детей с различными речевыми нарушениями неуклонно растет. По этой причине крайне важна своевременная профилактика дефектов речи у детей, начиная уже с раннего возраста. Это совместная работа, в которой участвуют логопеды, психологи, педагоги, ортодонты и стоматологи.
Очень часто именно логопед является первым специалистом, к которому обращаются родители ребенка по поводу неправильного произношения звуков, причиной которого могут быть миофункциональные нарушения. При подобных нарушениях очень важно поставить правильный диагноз, а также объяснить родителям первопричину этих расстройств как комплексную проблему, а не только речевую.
Что такое миофункциональные нарушения
В качестве органов, которые участвуют в образовании речи, выступают органы дыхания и органы, непосредственно участвующие в звукообразовании: гортань, ротовую и носовую полость, голосовые связки, а также язык, зубы, губы, нижнюю челюсть и мягкое нёбо. Достаточно часто причиной неправильного звукопроизношения являются миофункциональные расстройства.
Миофункциональные нарушения у детей в логопедии – это сниженный или повышенный тонус жевательных и мимических мышц, который возникает при нарушениях функций зубочелюстной системы (речи, жевания, глотания, дыхания). Неправильное распределение мышечного давления при жевании, а также нарушение функций речеобразования, глотания и дыхания – это одна из основных причин многих аномалий и деформаций челюстно-лицевой области.
Основные признаки миофункциональных нарушений
Есть определенный перечень характерных признаков, указывающих на то, что у ребенка есть миофункциональные нарушения. Вот основные из них:
- у ребенка постоянно приоткрыт рот в любой ситуации: во время просмотра мультфильмов, сна и т.д.;
- он дышит через рот;
- напряжение мышц лица (особенно подбородка) в процессе глотания слюны;
- вываливание языка в межзубное пространство во время разговора;
- выраженные дефекты речи и неправильное произношение звуков у ребенка старше 4 лет;
- верхние зубы выступают над нижними;
- повышенное выделение слюны;
- отсутствие промежутков между зубами в 5-6 лет;
- ребенок старше одного года постоянно грызет ногти, карандаш, ручку и т.д.;
- ребенок часто простывает из-за сниженного иммунитета.
При наличии одного или нескольких признаков крайне важно своевременно обратиться к специалисту. Ранняя диагностика, грамотное воздействие логопеда, стоматолога, а также использование специальных технических средств в коррекции – все это поможет эффективно справиться с проблемой.
Причины возникновения нарушений
Миофункциональные расстройства могут возникать по следующим причинам:
Если ребенок дышит ртом, то в большинстве случаев это является следствием аденоидов, либо ослабленной круговой мышцы рта.
Различные вредные привычки, вроде сосания пальцев, долгого сосания бутылочки или пустышки (после 1-1,5 лет). Они приводят к деформациям челюстных костей, а также формированию открытого прикуса.
Проблемы могут возникнуть, если родители долгое время не вводят в рацион питания ребенка твердую пищу. Дело в том, что жевание протертой мягкой пищи не способствует формированию челюстной системы, в результате чего она развивается неправильно. Нарушение функций глотания также связано с этой проблемой.
Нарушение осанки, которое негативно влияет на строение лицевого скелета.
Бруксизм – это непроизвольное сокращение жевательной мускулатуры, которое сопровождается сжиманием челюстей и скрежетом зубов. Возникает периодически (чаще всего во время сна).
Различные травмы зубов и челюсти.
Нарушения внутриутробного развития. Это достаточно обширная категория, поэтому при сборе анамнеза очень важно изучать течение беременности матери.
Есть определенная вероятность генетической предрасположенности к неправильному прикусу.
Основные способы коррекции
Коррекция миофункциональных нарушений предполагает комплексный подход к решению проблемы в зависимости от ее специфики.
Одним из методов коррекции является логопедический массаж, который способствует улучшению произносительной стороны речи, речевого дыхания, а также нормализует психоэмоциональное состояние ребенка.
Проводится комплексная миофункциональная коррекция, целью которой является тренировка мышц артикуляционного аппарата при помощи пластинок и трейнеров. Эти приспособления изготовлены из гипоаллергенного пластика или силикона, они мягкие, поэтому не доставляют дискомфорт ребенку. Их держат во рту (от нескольких минут до 1-2 часов в зависимости от специфики расстройства и возраста ребенка), а также их используют в различных упражнениях.
Пластинки и трейнеры корректируют положение языка, способствуя нормализации мышечного баланса жевательного органа. Использование этих приспособлений имеет немалое количество плюсов:
- Коррекцию можно начинать в самом раннем возрасте, когда зубы молочные и ставить брекеты рано.
- Комфорт для ребенка. Трейнеры и пластинки не нужно носить с собой в детский сад или школу, т.е. носят их только дома определенное количество времени.
- Их использование не повреждает эмаль и не оказывает давление на корни зубов.
- Активизация работы всей системы артикуляционных мышц.
- Повышение эффективности упражнений на постановку, автоматизацию и дифференциацию звуков.
- Формирование правильного положения языка.
- Нормализация носового дыхания, а также формирование правильного прикуса.
- Ребенок постепенно избавляется от вредных привычек (сосание пальцев, соски и т.д.).
- Общее укрепление здоровья.
Что касается видов используемых трейнеров и пластинок, то их достаточно много. В частности, это вестибулярные пластинки STOPPI, которые можно использовать с 2 лет. Они способствуют формированию правильного прикуса, отучая ребенка от вредных привычек.
Для формирования правильного носового дыхания и прикуса используется серия MUPPY:
- S – профилактика деформации зубного ряда.
- C (с козырьком) – ее использует в том случае, если уже есть неправильный прикус.
- G (с заслонкой в виде заборчика) – используется при межзубном произношении, стертой дизартрии, а также открытом прикусе.
- P (с бусинкой) – применяется при заикании, ринолалии и дизартрии.
Трейнеры T4I (Trainer for Infant) – это разработка Медицинского центра миофункциональных исследований MRC. Используют их каждый день по 2 раза в течение 10-15 минут. Восполняют недостающую нагрузку на оральную мускулатуру, а также вырабатывают у ребенка правильное положение языка в покое и при глотании.
Трейнеры T4K (Trainer for Kids) – это приспособления для детей от 6 до 10 лет. В конструкции есть язычок, который используется для коррекции положения языка в ротовой полости. Они помогают снизить избыточное давление мышц, перестроить тип глотания и дыхания, а также нормализовать рост зубочелюстной системы.
Способы профилактики
Чтобы снизить вероятность возникновения миофункциональных нарушений, родителям ребенка можно дать несколько рекомендаций:
- Важно следить за тем, чтобы ребенок дышал носом. Если есть какие-то заболевания дыхательных путей, то обязательно нужно проводить соответствующее лечение.
- Необходимо постепенно переводить ребенка на более твердую пищу, чтобы зубочелюстная система развивалась правильно.
- После 1 года необходимо исключить пустышку. Важно следить за тем, чтобы ребенок не сосал пальцы и другие предметы.
- Следите за правильной осанкой ребенка во время еды и его положением тела во время сна.
- Если после 4-5 лет у него явные проблемы с произношением звуков, то обязательно обращение к логопеду.
Чем раньше обратиться за квалифицированной помощью, тем быстрее и эффективнее можно решить различные миофункциональные расстройства. Коррекция этих нарушения возможна при грамотном взаимодействии логопеда и детского стоматолога.
авторизуйтесь