Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Появление речи – это достаточно дискуссионный вопрос, потому что однозначно нельзя определить тот момент, когда человек научился говорить. Точно так же мы не в состоянии, к примеру, сказать о ребенке, который учится говорить, что он окончательно овладел языком. Если он знает одно или два слова, то можем ли мы говорить, что ребенок умеет говорить? Это постепенный процесс, как и появление речи, поэтому мы можем только рассуждать о том, как происходило это формирование.
С биологической точки зрения речь – это коммуникативная система, которая характерна для представителей рода Человек. Способность к коммуникации широко распространена в природе – это соловьиные песни, окрас хамелеона, запах цветов и т.д. Это та информация, которую необходимо передать и получить для размножения, а также поддержания жизни. Свойственно это и для человеческой речи, но она является намного более сложным инструментом.
Для чего необходима речь
Речь – это не только слуховое восприятие, но и передача, консервация информации, своевременное ее «вытаскивание», это озвучивание, осмысление.
В учебниках психологии давно написали о том, что речь выполняет две основные функции, и эволюцию ее необходимо рассматривать в этих двух функциях. Первая функция – система коммуникации, при помощи речи мы общаемся; вторая функция – система мышления, при помощи речи, понятий мы думаем.
Человеческий язык в большей степени приспособлен к тому, чтобы обращать внимание другого человека на какие-то вещи, детали. Это можно понять даже в тех случаях, когда у человека есть какие-то речевые нарушения или тогда, когда ребенок только начинает учиться говорить.
Лев Выготский, который является основателем традиции изучения высших психических функций, заметил, что если ребенок понимает, что его высказывания не будут услышаны или поняты, он будет играть молча. Часто эта потребность не является чем-то осознанным, но она присутствует всегда, в той или иной степени.
Как появилась человеческая речь
Ученые утверждают, что первые языки в мире формировались на основе жестов, т.е. люди показывали руками на какие-то предметы, издавая при этом звуки.
Когда же люди стали развиваться, делать свои орудия и пользоваться ими, то общение с помощью жестов оказалось затруднительным. Наверняка эти сложности вызывали какую-то реакцию у человека, которая могла быть разной в различных ситуациях. И его сородичи, как предполагается, могли понимать, что стало причиной этих эмоциональных восклицаний. Даже сейчас, когда человеку кто-то другой будет называть его имя с разной интонацией, он будет понимать специфику такого обращения (оно может быть с упреком, просьбой, похвалой и т.д.). Если эволюционный выигрыш будут получать те представители человеческого рода, которые лучше понимают такие реакции, то отбор будет поощрять все более тонкие различия в сигнале. Соответственно, так и развивалась речь.
Механизм формирования речи был постепенным, т.е. речевая функция напрямую связана с эволюцией. Немаловажную роль в разработке темы происхождения речи у человека играли работы В.В. Бунака: в базовой работе 1951 года «Происхождение речи по данным антропологии» разбираются морфологические особенности скелета, позволяющие в той или иной степени говорить о том, была ли предрасположенность к речевой функции у данного рода гоминид, или ее не было. Возможность человека к речевоспроизведению формировалась с изменением определенных анатомических особенностей:
- Низкое положение гортани. Данная анатомическая особенность создает возможность для свободных движений языка в ротовой полости. Кроме того, она позволяет издавать более низкие звуки. Но мнения по поводу низкого положения гортани как признака способности к овладению речи разделились.
- Подъязычная кость. По мнению ученых, наличие, форма и расположение подъязычной кости в нужном месте является основой связной речи у людей. При каком-то другом раскладе мы бы издавали только звуки, как шимпанзе.
- Строение нижней челюсти. В ходе эволюции человека его лицевой череп облегчался. Некоторое уменьшение и облегчение нижней челюсти способствует ее большей подвижности, при этом выраженный подбородочный выступ является местом прикрепления многих мышц, которые участвуют в артикуляции.
- Контроль дыхания и грудной отдел спинного мозга. Для произношения необходим контроль дыхания. В частности, необходимо управлять межреберными мышцами, которые, в свою очередь, управляются спинномозговыми нейронами, расположенными в грудном отделе спинного мозга. Ученые предполагают, что позвоночный канал, который вмещает этот отдел, должен быть более широким у тех представителей, которые лучше контролируют дыхательную мускулатуру. Действительно, этот канал такой же широкий у гейдельбергского и современного человека.
- Изменение органа слуха. Вероятно, модификация от состояния слуха шимпанзе к человеческому происходила в 2 этапа. В частности, у шимпанзе максимальная чувствительности к частоте 1 кГц, но к 3 кГц она уже снижается. Человек же более чувствителен к частотам от 1 до 5 кГц, которые и соответствуют речи.
- Изменение черепа. В ходе исследований было выяснено, что ряд характеристик черепа, как предполагается, мог привести к изменениям мозга, которые необходимы для овладения речевой функции.
У австралопитеков, судя по строению их подъязычной кости, присутствовали горловые мешки, как у обезьян. Эти мешки нужны тем, кто издает звуки с полным ртом. Соответственно, современному человеку такие мешки не нужны, потому что у нас низко расположена гортань, а попытка говорить с полным ртом может быть чревата тем, что человек подавится. Те представители, у которых нет горлового мешка, могут по-разному располагать язык в ротовой полости, создавать разные сигналы с разным звучанием и т.д.
Когда именно исчезли горловые мешки неизвестно. Но у гейдельбергского человека, который является предком неандертальцев, его уже не было. У Homo habilis области мозга, которые соответствуют нашей зоне Брока, были развиты сильнее, чем у австралопитеков. Но это не является утверждением того, что они умели говорить. Вполне возможно, что более развитые области мозга – это результат того, что человек развивался и ему приходилось сталкиваться со сложностями, связанными, к примеру, с попытками одновременного использования первых орудий и жестовой коммуникации.
Одно можно сказать точно – появление человеческой речи является результатом очень длительного эволюционного процесса, который начался задолго до появления человека в его современном виде. Развитие речевых способностей происходило через ежедневные попытки преодоления взаимного непонимания через ритуалы переиначивания звуков и отгадывания их смысла.
авторизуйтесь