Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Родители многих детей сталкиваются с различными проявлениями нарушений пищевого поведения. При этом существует определенная тенденция того, что подобные проблемы все чаще встречаются у детей с особенностями развития.
Нарушение пищевого поведения у детей – это группа психических заболеваний, которые объединены схожими симптомами и проявлениями. Для всех них характерно ненормальное отношение к потреблению пищи, что негативно сказывается как на физическом, так и на психическом здоровье.
Расстройство приема пищи характерно для детей любого возраста и часто сопутствует широкому спектру патологий: логопедической, неврологической, врожденной патологии сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, печени, желудочно-кишечного тракта, метаболическим заболеваниям. Так, по данным научной литературы, трудности при вскармливании преобладают у детей-инвалидов и отмечаются в среднем у 80% пациентов. Однако эти нарушения распространены и у детей с нормальным развитием – по статистике у каждого четвертого ребенка раннего возраста отмечаются трудности при употреблении пищи.
Основные виды расстройств пищевого поведения
Пищевое поведение нельзя называть «правильным» или «неправильным», потому что у каждого человека свои индивидуальные особенности. Разные люди потребляют в пищу совершенно разные продукты и зависит это от их места жительства, пола, возраста и других факторов. Широко известно, что блюда из некоторых мировых кухонь крайне непривычны и необычны для нашей страны, в то время как для других культур эта еда является чем-то повседневным и любимым с детства.
Поэтому правильнее будет говорить о рациональном пищевом поведении, когда через еду мы удовлетворяем все потребности организма в жирах, белках, углеводах, витаминах и других элементах.
Но иногда происходят различные отклонения в пищевом поведении. При этом расстройство может быть связано как с чрезмерным потреблением пищи, так и отказом от нее, либо проявляется другими нарушениями. Согласно МКБ-11, эти нарушения входят в группу «Расстройства пищевого поведения и кормления».
Существует несколько видов этих психических расстройств:
- Нервная анорексия. Это нарушение характеризуется очень маленьким потреблением пищи и, как следствие этого, значительным снижением массы тела, а также патологическим желанием похудеть еще больше, чтобы приблизиться к определенному «идеальному весу». Подросток неадекватно воспринимает собственный вес, считая себя «толстым». Это чревато нарушением работы внутренних органов, а также сбоем менструального цикла у девочек.
- Нервная булимия. Чрезмерное употребление пищи, которое приводит к самостоятельно вызываемой рвоте – своеобразному самонаказанию за «переедание». Возможно злоупотребление слабительными препаратами. Как и в случае с нервной анорексией, основной триггер – это стремление похудеть и добиться идеальной фигуры. В особо тяжелых случаях эти 2 расстройства присутствуют в комплексе.
- Компульсивное переедание. При таком расстройстве ребенок неконтролируемо съедает слишком большое количество еды, хотя насыщение уже давно произошло, но он все равно продолжает есть. Это приступообразное состояние, которое может быть спровоцировано после какой-нибудь стрессовой ситуации или посреди ночи. При этом ребенок может начинать есть, даже не испытывая реального чувства голода, в результате чего он чувствует сильную вину за такое поведение. Естественно, это приводит к избыточной массе тела (вплоть до ожирения), а также нарушению работы ЖКТ, развитию гипертонии и сахарного диабета.
- Орторексия. Она подразумевает значительное сокращение или сознательный отказ от еды в пользу «правильного питания».
Иногда в эту категорию относят руминацию, т.е. постоянное срыгивание проглоченной пищи. Но в большинстве случаев это происходит непроизвольно и может быть связано с нарушением перистальтики желудка.
Данные расстройства также классифицируются в зависимости от фактора их возникновения на:
- Экстернальные расстройства. Человек начинает есть неосознанно (часто – за компанию).
- Эмоциогенные расстройства. Еда в этом случае – своеобразное «лекарство» от тоски, переживаний, сильного стресса.
- Ограничительные расстройства. В этом случае человек сам по каким-то значимым для себя причинам разделяет еду на «полезную» и «вредную». Сюда можно отнести многочисленные диеты.
Основные причины развития нарушений пищевого поведения
Существует определенный спектр факторов, которые смогут спровоцировать то или иное нарушение у ребенка. Их принято делить на 3 группы – генетические, психогенные и социокультурные.
На сегодняшний день стало известно, что наличие определенных генов повышает вероятность развития нарушений пищевого поведения. Эти гены касаются высокой эмоциональной чувствительности, особенностей мышления в виде высокой детализации, а также нарушений в системе регулирования «сытость-голод».
Не менее интересна связь психогенных и социокультурных факторов с развитием этих расстройств. О них мы говорим немного подробнее.
Стандарты, навязанные массовой культурой
Достаточно долгое время через средства массой информации навязывался тренд в отношении определенных стандартов красоты, того «как должен выглядеть человек». И многие девочки-подростки в погоне за «идеальной фигурой» готовы отказывать себе в еде, изнурять себя многочисленными диетами и идти на другие шаги. Все это происходит из-за многочисленной рекламы и фильмов, где стандартом красоты являются достаточно худые девушки, которые следят за своей фигурой, не едят после 6 и т.д.
Да, в последнее время тенденция меняется. Многие крупные бренды продвигают идеи бодипозитива, т.е. принятия себя таким, какой ты есть. Это очень радует, потому что такая философия позволяет подросткам адекватнее относиться к себе, к своим возможным проблемам с внешностью и телом, а также быть толерантнее к тем людям, которые внешне не похожи на них.
Критика, насмешки и неосторожные комментарии со стороны
При разговоре с подростками, у которых присутствует расстройство пищевого поведения, становится понятно, что в раннем возрасте или детстве им приходилось сталкиваться с давлением и насмешками со стороны других детей по поводу их фигуры. Даже неосторожно брошенный комментарий мамы или бабушки по поводу веса ребенка может спровоцировать возможные психические проблемы в будущем.
Сравнение себя с другими
Детям с подобными проблемами всегда кажется, что они недостаточно красивы или их фигура не такая идеальная, как, к примеру, у девочек в классе. Все это дополнительно усугубляется фотографиями успешной и красивой жизни из социальных сетей, где в большинстве случаев люди публикуют только что-то красивое и успешное. Зачастую фотографии там – это результат компьютерной обработки, но это достаточно сильно срабатывает в отношении подростков, имеющих низкую самооценку.
Ошибки родителей и их влияние на развитие расстройств пищевого поведения
В семье должна быть правильная культура питания и поведения за столом, но зачастую родители допускают ряд ошибок, которые могут привести к проблемам у их ребенка.
Вот основные из них:
- Еда = любовь. Для ребенка его родители – это самые важные люди, но зачастую происходит нехватка эмоциональной связи между ними. Часто еда становится единственным способом коммуникации ребенка с мамой или папой. Он просит поесть на ночь – ему готовят, просит купить мороженое – ему покупают, т.е. еда становится чуть ли не единственным видом их общения. В голове ребенка создается конструкция, что еда – это и есть любовь, что в дальнейшем может привести к тому, что он будет заедать стресс.
- Нездоровые пищевые привычки в семье. Зачастую родители используют еду в качестве какого-то поощрения или наказания. «Сейчас ты съешь суп, а потом я куплю тебе мороженое». Или: «Пока не съешь все, не пойдешь гулять (не выйдешь из-за стола и т.д.)». В первом случае еда будет восприниматься ребенком как какая-то награда, что в дальнейшем может привести к неконтролируемому перееданию, а во втором – как наказание и ребенок будет на интуитивном уровне негативно относится к любой пище.
- Перекармливание ребенка. Да, ребенок должен хорошо есть, чтобы он рос и развивался, но избыточное перекармливание ни до чего хорошего не доводит. У детей также может отсутствовать аппетит, поэтому не нужно заставлять их обязательно съедать всю порцию.
- Развлечения во время еды. Получение удовольствия от еды – это одно из базовых удовольствий человека. Поэтому совмещение приема пищи и других удовольствий (гаджеты, просмотр мультиков и т.д.) – это не самое лучшее решение. В первую очередь это сказывается на количестве съеденной еды, т.е. ребенок может съесть намного больше, потому что он не концентрируется на количестве съеденного и том, когда произошло насыщение. Второй момент заключается в том, что ребенок перестает осознавать важность еды, и она все чаще ассоциируется с развлечением, что может привести к неконтролируемому перееданию в дальнейшем.
Основные симптомы у детей – что должно насторожить?
Зачастую проблема начинает появляться в раннем возрасте. При этом у ребенка могут присутствовать как физиологические признаки развития нарушения пищевого поведения, так и характерные изменения в его поведении. К физиологическим симптомам относятся боли в животе, тошнота (до, в процессе и после приема пищи), головокружения, а также быстрая потеря или набор веса.
Поведенческие признаки:
- Ребенок чаще ест вне дома, при этом он не рассказывает о том, что ел в течение дня.
- Отказ от приема пищи на людях. Зачастую такие дети оказываются от совместных походов в кафе.
- Ребенок прячет еду у себя в комнате.
- Отказ от обеда или ужина. Но это косвенный симптом, потому что у ребенка может элементарно отсутствовать аппетит (из-за болезни, жаркой погоды и т.д.).
- Выбор продуктов по каким-то критериям. Например, он начинает есть только небольшое по размеру, еду определенного цвета и т.д. Такое избирательное питание в дальнейшем может привести к отказу от мучного или жирного, т.е. целой категории продуктов.
- Ребенок стал чаще обращать внимание на свой вес. Он может открыто высказывать недовольство по поводу своей фигуры, чаще взвешиваться, начинает предпочитать одежду большего размера, скрывая тем самым свою фигуру.
Лечение нарушений пищевого поведения
Терапия зависит от конкретного типа расстройства, поэтому чаще всего применяется комплексное лечение, которое предполагает психотерапевтические методики и фармакотерапию. Во многих случаях показано применение легких антидепрессантов, которые позволяют бороться с депрессивными состояниями при нервной анорексии и булимии, а также других нарушениях.
Широко используется когнитивно-поведенческая терапия, которая основывается на отслеживании негативных мыслей пациента, связанных с расстройством пищевого поведения, борьбе с ними, а также замене на более позитивные и конструктивные мысли. Специалист работает над страхом набрать вес, проблемами с восприятием своего тела, а также другими моментами.
Другой метод терапии – FBT (Family-Based Treatment). Данная форма семейной терапии рассматривает родителей как ресурс в преодолении проблем ребенка. Эта терапия не подразумевает анализ причин развития нарушений пищевого поведения и ни в коем случае не винит в этом саму семью. Напротив, она предполагает наличие сильной эмоциональной связи между родителями и ребенком, что и позволяет использовать эту любовь для борьбы с его проблемами.
Расстройство приема пищи у детей, связанное с психогенными причинами – это сложная проблема, требующая одновременного наблюдения пациента не только психологом/психиатром (коррекция пищевого поведения), но и диетологом (коррекция питания). Для исключения сопутствующей и органической патологии необходима консультация врачей-специалистов: гастроэнтеролога, невролога, генетика, логопеда. Таким образом, только комплексный подход к лечению способствует достижению максимального клинического результата.
авторизуйтесь