Логотип

Центральные нарушения слуха: причины, симптомы, диагностика и коррекция

Нарушения слуха центрального генеза – это полное отсутствие или нарушение способности воспринимать, различать, запоминать или осознавать звуки при условии сохранного слуха и нормального интеллекта. В США и странах Европы используется термин CAPD – Central AuditoryProcessing Disorder, при этом он не входит в классификацию DSM-5, где подобные расстройства проходят как языковые.

Люди с этим нарушением оказываются не способны воспринимать и использовать звуковую информацию, потому что их центральная нервная система не в состоянии нормально обрабатывать сигналы от периферии.

Информация о распространенности центральных слуховых расстройств достаточно противоречива – это связано как со схожестью симптоматики при других патологиях, так и отсутствием единого подхода к выявлению данного нарушения. При этом разными специалистами отмечается тенденция по поводу того, что у мальчиков центральные слуховые нарушения встречаются в 2 раза чаще, чем у девочек. Также отмечается, что частота встречаемости этих расстройств оказывается высокой у людей пожилого возраста. При этом у лиц старше 80 лет признаки нарушения встречаются намного чаще, чем у лиц 50-55 лет.

Изображение к статье: Центральные нарушения слуха: причины, симптомы, диагностика и коррекция

Центральные слуховые нарушения обусловлены патологией различных структур слухового анализатора, которые локализованы в головном мозге, начиная от улитковых ядер.

Данная патология может развиваться из-за следующих патологических факторов:

  • гипоксические поражения, приводящие к поражению слуховых ядер, ствола и коры головного мозга;
  • различные инфекции и интоксикации;
  • травмы головы;
  • отравления тяжелыми металлами;
  • опухоли слухового нерва;
  • у взрослых людей данную патологию могут спровоцировать церебральный атеросклероз, сахарный диабет и другие заболевания.
Изображение к статье: Центральные нарушения слуха: причины, симптомы, диагностика и коррекция

Симптомы центральных слуховых нарушений

Дети с центральными слуховыми нарушениями ведут себя как слабослышащие, при этом у них нормальные или незначительно повышенные пороги слуха. Для этой патологии характерны следующие симптомы:

  • сложности слухового восприятия в шумной обстановке, а также в восприятии быстрой речи;
  • проблемы с определением источника звука;
  • нарушения слухового внимания (такие дети часто переспрашивают);
  • проблемы с запоминанием стихов, песен;
  • проблемы при следовании словесной инструкции;
  • недостаточность фонематического слуха (особенно плохо различают на слух схожие по звучанию звуки: Т-Д, Б-П и т.д.);
  • проблемы в обучении, которые могут характеризоваться трудностями с освоением навыков чтения, нового речевого материала и т.д.;
  • непонимание изменения интонации в обращенной к ребенку речи;
  • в особо тяжелых случаях дети не понимают обращенную к ним речь, поэтому могут реагировать только на интонации и жесты.

Проблематика центральных слуховых расстройств заключается в том, что до сих пор не существует единой системы диагностики таких нарушений. Родители, у детей которых встречаются различные признаки нарушений слуха, могут провести самостоятельную диагностику, ответив на следующие вопросы:

  • Оживленная и шумная окружающая среда – это нежелательные условия нахождения для вашего ребенка?
  • Ваш ребенок неусидчив, постоянно отвлекается или становится тревожным, когда слышит неожиданные и громкие звуки?
  • У вашего ребенка есть проблемы с ориентацией в пространстве?
  • Повышается ли эффективность обучения или труда ребенка в тихой и спокойной обстановке?
  • Хорошо ли ребенок воспринимает словесную информацию, следует словесным инструкциям и решает задачи?
  • Забывчив ли ваш ребенок?
  • Умеет ли ребенок поддерживать разговор и нормально коммуницировать с другими детьми?

Проблема в том, что симптоматика, выявленная на основании вышеуказанных вопросов, может встречаться и при других нарушениях: СДВГ, неспособности к обучению и т.д. Поэтому основная цель ответов на эти вопросы заключается в понимании того, что у ребенка есть определенные проблемы с восприятием слуховой информации. Для дифференциальной же диагностики необходимо проходить комплексное обследование у сурдолога, аудиолога, невролога, логопеда и нейропсихолога.

Изображение к статье: Центральные нарушения слуха: причины, симптомы, диагностика и коррекция

При аудиологической диагностике важно оценить состояние периферического звена слухового анализатора. В большинстве случае используются следующие методики:

  1. тональная пороговая аудиометрия;
  2. речевая аудиометрия в тишине;
  3. импедансная аудиометрия;
  4. комплексное обследование слуха.

Основные особенности коррекционной работы

Основная коррекционная работа ложится на специалистов педагогического профиля – особенно на логопеда и нейропсихолога. Детям с центральными слуховыми расстройствами показано обучение в небольших группах для снижения уровня зашумления. В общении с ними необходимы четкие и короткие инструкции.

В работе с такими детьми могут использоваться различные способы коррекции:

  • «Гимнастика мозга» - это комплекс простых упражнений, которые помогают ребенку быть более внимательным, а также улучшить свои отношения с окружающими. Упражнения позволяют снять стрессовые зажимы, улучшить память, они помогают активировать и интегрировать различные отделы головного мозга, а также восстановить проводимость сигнала между мозгом и другими частями тела.
  • Слуховые тренировки, включая такой метод слуховой нейростимуляции головного мозга, как Томатис. С помощью данного метода оказывается положительное влияние на вестибулярную сферу, повышается стрессоустойчивость, улучшается внимание, концентрация и оперативная память, развивается фонематический слух и повышается способность к речевому анализу.
  • Сенсомоторные упражнения. Они способствуют развитию слухового и зрительного внимания, зрительно-моторной координации и т.д.
  • Упражнения на межполушарное взаимодействие. Они развивают произвольное и непроизвольное внимание, разные виды мышления, положительно влияют на концентрацию и переключаемость, а также улучшают сенсомоторный контроль.
  • Родителям таких детей очень важно использовать в общении с ними простой и доступный им лексикон, стараться говорить медленнее, не снижая громкости звука. Важно учить ребенка существовать в шумной среде, при этом дома желательно оборудовать спокойное и тихое рабочее место, где он может заниматься своими делами. Важно всячески хвалить и поощрять ребенка, чтобы росла его самооценка.
Сергеева Галина

Сергеева Галина

Автор

Опубликовано: 18 июня 2025 г.

Файлы для скачивания

  • Схема обследования детей с нарушением слуха
    0.02 MB
  • Современные возможности слухоречевой реабилитации детей с нарушениями
    0.02 MB
  • Методы и средства слухоречевой реабилитации
    0.50 MB
Логофест 2025 | Академия Садко

Профессиональный фестиваль знаний и практики для логопедов

Участие бесплатное, места ограничены

Подробнее
Центральные нарушения слуха: причины, симптомы, диагностика и коррекция | Логожурнал