Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Нарушения слуха центрального генеза – это полное отсутствие или нарушение способности воспринимать, различать, запоминать или осознавать звуки при условии сохранного слуха и нормального интеллекта. В США и странах Европы используется термин CAPD – Central AuditoryProcessing Disorder, при этом он не входит в классификацию DSM-5, где подобные расстройства проходят как языковые.
Люди с этим нарушением оказываются не способны воспринимать и использовать звуковую информацию, потому что их центральная нервная система не в состоянии нормально обрабатывать сигналы от периферии.
Информация о распространенности центральных слуховых расстройств достаточно противоречива – это связано как со схожестью симптоматики при других патологиях, так и отсутствием единого подхода к выявлению данного нарушения. При этом разными специалистами отмечается тенденция по поводу того, что у мальчиков центральные слуховые нарушения встречаются в 2 раза чаще, чем у девочек. Также отмечается, что частота встречаемости этих расстройств оказывается высокой у людей пожилого возраста. При этом у лиц старше 80 лет признаки нарушения встречаются намного чаще, чем у лиц 50-55 лет.
Центральные слуховые нарушения обусловлены патологией различных структур слухового анализатора, которые локализованы в головном мозге, начиная от улитковых ядер.
Данная патология может развиваться из-за следующих патологических факторов:
- гипоксические поражения, приводящие к поражению слуховых ядер, ствола и коры головного мозга;
- различные инфекции и интоксикации;
- травмы головы;
- отравления тяжелыми металлами;
- опухоли слухового нерва;
- у взрослых людей данную патологию могут спровоцировать церебральный атеросклероз, сахарный диабет и другие заболевания.
Симптомы центральных слуховых нарушений
Дети с центральными слуховыми нарушениями ведут себя как слабослышащие, при этом у них нормальные или незначительно повышенные пороги слуха. Для этой патологии характерны следующие симптомы:
- сложности слухового восприятия в шумной обстановке, а также в восприятии быстрой речи;
- проблемы с определением источника звука;
- нарушения слухового внимания (такие дети часто переспрашивают);
- проблемы с запоминанием стихов, песен;
- проблемы при следовании словесной инструкции;
- недостаточность фонематического слуха (особенно плохо различают на слух схожие по звучанию звуки: Т-Д, Б-П и т.д.);
- проблемы в обучении, которые могут характеризоваться трудностями с освоением навыков чтения, нового речевого материала и т.д.;
- непонимание изменения интонации в обращенной к ребенку речи;
- в особо тяжелых случаях дети не понимают обращенную к ним речь, поэтому могут реагировать только на интонации и жесты.
Проблематика центральных слуховых расстройств заключается в том, что до сих пор не существует единой системы диагностики таких нарушений. Родители, у детей которых встречаются различные признаки нарушений слуха, могут провести самостоятельную диагностику, ответив на следующие вопросы:
- Оживленная и шумная окружающая среда – это нежелательные условия нахождения для вашего ребенка?
- Ваш ребенок неусидчив, постоянно отвлекается или становится тревожным, когда слышит неожиданные и громкие звуки?
- У вашего ребенка есть проблемы с ориентацией в пространстве?
- Повышается ли эффективность обучения или труда ребенка в тихой и спокойной обстановке?
- Хорошо ли ребенок воспринимает словесную информацию, следует словесным инструкциям и решает задачи?
- Забывчив ли ваш ребенок?
- Умеет ли ребенок поддерживать разговор и нормально коммуницировать с другими детьми?
Проблема в том, что симптоматика, выявленная на основании вышеуказанных вопросов, может встречаться и при других нарушениях: СДВГ, неспособности к обучению и т.д. Поэтому основная цель ответов на эти вопросы заключается в понимании того, что у ребенка есть определенные проблемы с восприятием слуховой информации. Для дифференциальной же диагностики необходимо проходить комплексное обследование у сурдолога, аудиолога, невролога, логопеда и нейропсихолога.
При аудиологической диагностике важно оценить состояние периферического звена слухового анализатора. В большинстве случае используются следующие методики:
- тональная пороговая аудиометрия;
- речевая аудиометрия в тишине;
- импедансная аудиометрия;
- комплексное обследование слуха.
Основные особенности коррекционной работы
Основная коррекционная работа ложится на специалистов педагогического профиля – особенно на логопеда и нейропсихолога. Детям с центральными слуховыми расстройствами показано обучение в небольших группах для снижения уровня зашумления. В общении с ними необходимы четкие и короткие инструкции.
В работе с такими детьми могут использоваться различные способы коррекции:
- «Гимнастика мозга» - это комплекс простых упражнений, которые помогают ребенку быть более внимательным, а также улучшить свои отношения с окружающими. Упражнения позволяют снять стрессовые зажимы, улучшить память, они помогают активировать и интегрировать различные отделы головного мозга, а также восстановить проводимость сигнала между мозгом и другими частями тела.
- Слуховые тренировки, включая такой метод слуховой нейростимуляции головного мозга, как Томатис. С помощью данного метода оказывается положительное влияние на вестибулярную сферу, повышается стрессоустойчивость, улучшается внимание, концентрация и оперативная память, развивается фонематический слух и повышается способность к речевому анализу.
- Сенсомоторные упражнения. Они способствуют развитию слухового и зрительного внимания, зрительно-моторной координации и т.д.
- Упражнения на межполушарное взаимодействие. Они развивают произвольное и непроизвольное внимание, разные виды мышления, положительно влияют на концентрацию и переключаемость, а также улучшают сенсомоторный контроль.
- Родителям таких детей очень важно использовать в общении с ними простой и доступный им лексикон, стараться говорить медленнее, не снижая громкости звука. Важно учить ребенка существовать в шумной среде, при этом дома желательно оборудовать спокойное и тихое рабочее место, где он может заниматься своими делами. Важно всячески хвалить и поощрять ребенка, чтобы росла его самооценка.
авторизуйтесь