Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Дислексия – это избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения при сохранении общей способности к обучению. Ребенок с данным расстройством испытывает сложности с распознаванием отдельных знаков и символов, в результате чего смысл отдельных слов и предложений в целом оказывается сильно искаженным, либо ребенок попросту не понимает смысл прочитанного.
Это нарушение обладает достаточно яркой симптоматикой, но ее развитие совсем не предполагает наличие сразу всех проявлений. Соответственно, симптомы всегда будут зависеть от конкретного вида данного расстройства. Всего выделяется 6 видов, среди которых есть оптическая дислексия, которая вызвана недостаточной сформированностью зрительно-пространственных представлений.
Основная характеристика оптической дислексии
Оптическая дислексия проявляется смешением и заменами буква, которые сходны графически и различаются только отдельными элементами (В-З, Ъ-М), либо пространственным расположением (П-Н-И, Р-Ь, Т-Г).
Эта форма дислексии проявляется по-разному: ребенок может читать слово задом наперед, либо соскальзывать с одной строчки на другую, в результате чего страдает последовательность чтения.
Выделяют 2 вида:
- Литеральная (связана с проблемами усвоения отдельных букв).
- Вербальная (связана с проблемами прочтения слов).
Оптическая дислексия обусловлена нерасчлененностью зрительного восприятия форм, недостаточным развитием оптико-пространственного восприятия и представления, а также нарушением зрительного гнозиса, анализа и синтеза.
Диагностика
Данную форму расстройства, как правило, впервые выявляют в школе на уроках чтения, но предпосылки данного нарушения видны еще в дошкольном возрасте. Диагностика предполагает проведение специальных тестов, диагностику устной и письменной речи (списывание текстов, письмо на слух, самостоятельное письмо).
При дислексиях обязательно проводится нейропсихологическая диагностика, которая предполагает выяснение уровня сформированности зрительного гнозиса, мнезиса, анализа, синтеза, а также оптико-пространственных ориентировок.
На основании полученных результатов, логопед может отправить ребенка на дополнительные обследования:
- консультация детского невролога и офтальмолога;
- электроэнцефалография;
- эхоэнцефалография.
Коррекция оптической дислексии
Устранение оптической дислексии предполагает комплексную работу над развитием зрительного восприятия, расширение объема зрительной памяти, анализа и синтеза, а также формирование пространственных представлений.
Коррекционный процесс включает в себя определенные упражнения, которые давно и успешно применяются на практике.
Упражнения для развития зрительного восприятия, анализа и синтеза
Для примера приведем несколько из них:
- Детям предъявляются схематические изображения букв, предметов, которые перевернуты на 180 градусов. Они должны назвать их.
- Предлагается карточка, на которой написаны слова с определенной ошибкой (к примеру, одна из букв написана зеркально). Ребенок должен найти ошибку и написать слово правильно.
- Предъявляются 2 предметных изображения, которые похожи друг на друга, но у них есть ряд незначительных отличий. Ребенок должен найти их.
- Дается несколько частей цельного изображения. Ребенок должен правильно соединить их, чтобы получился полноценный рисунок.
- Предъявляются фигуры, которые состоят из геометрических фигур или элементов букв. Задача ребенка – найти все «спрятанные» изображения.
- Можно использовать кубики Кооса, из которых нужно составить узор.
Упражнения для развития зрительной памяти
Упражнений для развития зрительной памяти достаточно много, поэтому рассмотрим несколько из них.
Упражнение первое: на листе нарисован определенный узор, ребенок изучает его в течение пары минут, затем лист убирается, и ребенок должен нарисовать то, что он запомнил.
Схожее упражнение с сюжетной картинкой. В течение 30 секунд ребенок рассматривает это изображение, затем он должен максимально подробно описать то, что он увидел на картинке.
Упражнения для развития пространственных представлений
Коррекционная работа включает в себя следующие упражнения:
- Ребенка просят перечислить предметы, которые находятся справа от него. Затем он поворачивается направо и опять он должен перечислить то, что находится справа. Так можно повторять несколько раз (аналогичны упражнения на то, что находится спереди, слева, сзади).
- Следующее упражнение предполагает работу в паре. Один ребенок с завязанными глазами должен нарисовать на бумаге то, что будет говорить второй ребенок. Инструкция обязательно должна содержать слова: «справа», «слева», «низ», «верх» и т.д.
- Дети должны сесть в круг. Каждому из них ставится задача обозначить свое место («Я сижу слева от Иры, справа от Димы, впереди меня Леша»).
Эффективность коррекционной работы будет выше, если начать заниматься с ребенком как можно раньше. Большую роль играют родители, которые должны в домашних условиях выполнять упражнения, рекомендованные логопедом и нейропсихологом.
авторизуйтесь