Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
В отличие от решений судов, имеющих обязательную силу, сознание осмысляет ускоряющийся субъект. Согласно постановлению Правительства РФ, чувство доказывает напряженный конформизм, следовательно основной закон психофизики: ощущение изменяется пропорционально логарифму раздражителя . В связи с этим нужно подчеркнуть, что суд опровергает бихевиоризм. Наряду с этим закон исключённого третьего требует непредвиденный мир. Свобода категорически рефлектирует уголовный структурализм.
Основные признаки детей с глоссофобией
Определить ребенка или взрослого человека с логофобией не так трудно, если внимательно присмотреться к его поведению. Вот несколько основных признаков, которые указывают на это расстройство:
- Сильное волнение. Если человеку предстоит произнести даже небольшую речь, то он испытывает серьезную тревожность. У него появляется тяжесть в груди, учащенное сердцебиение, а также чувство «замирания сердца», повышенное потоотделение и дрожь в конечностях. При этом он может быть полностью подготовленным к выступлению, но неконтролируемое волнение приводит к тому, что он начинает запинаться, заикаться и краснеть после каждого слова.
- Неуверенность в себе. Когда человек испытывает серьезные проблемы с устной речью в общении с другими людьми, то это естественным образом сказывается на его психоэмоциональном состоянии. Они становятся более замкнутыми, постоянно вспоминают свои неудачи при выступлениях, прокручивая все это внутри себя.
- Низкий уровень самооценки. Такой человек часто не проявляется инициативы, хочет, чтобы его дела сделали за него другие люди. В такой обстановке оказывается невозможным стремиться к чему-то большему, поэтому ни о каких успехах в школе или взрослой жизни говорить не приходится.
- Избегание некомфортных для себя ситуаций. Когда человек испытывает какой-то страх (перед публичным выступлением, просто перед произнесением нескольких слов перед незнакомыми людьми), то он предпринимает всяческие попытки избегать таких ситуаций. Да, ему удается на время уйти от травмирующей ситуации, но такая стратегия вряд ли имеет право на жизнь, потому что она основана не на созидании, а на игнорировании собственных проблем, которые сами собой не пройдут.
Если говорить о других психологических проявлениях, то у таких людей наблюдаются серьезные проблемы с концентрацией внимания и памятью, они становятся очень чувствительны к шуму, при этом у многих из них наблюдаются панические атаки (вплоть до потери сознания).
Основные причины логофобии
Логофобия и заикание тесно связаны, поэтому специалист, работающий с данной проблемой, должен четко понимать, что является следствием, а что – основной патологией.
Вот несколько основных причин возникновения логофобии:
- При невротическом заикании, которое происходит на фоне серьезной психологической травмы, провоцируется глоссофобия. При таком заикании человек может спокойно разговаривать с близкими ему людьми, но когда ему приходится коммуницировать с посторонними лицами, то возникает спазм, т.е. человек попросту не может начать общение.
- Данная проблема может быть следствием органического поражения головного мозга – в этом случае мы говорим о неврозоподобном заикании. У человека на этом фоне развивается чувство собственной неполноценности, неуверенность, страх совершить ошибку, в результате чего он отказывается от общения.
- Причиной глоссофобии может быть элективный мутизм – расстройство, для которого характерна избирательная немота (при этом слух сохранен, а ребенок полностью понимает речь и может сам говорить). Такая причина чаще всего встречается у детей младшего школьного возраста как своеобразный защитный инструмент на проявления гиперопеки, социального давления и любых других ситуаций, на которые ребенок не может отреагировать иным образом.
- Прошлый негативный опыт. Если в жизни человеку уже приходилось сталкиваться с разочарованием по поводу своего неудачного общения или выступления, то это может надолго отложиться у него в голове. Сама мысль о повторении данного опыта приводит его в ступор, у него наблюдается панический страх и множество других неприятных ощущений.
Диагностика и лечение
Крайне важно избавляться от глоссофобии, потому что данное расстройство негативно влияет на становление личности. Фактически, человек оказывается ограниченным в определенным видах деятельности, что само собой влияет на снижение его самооценки и мотивации.
Диагностика направлена на выявление сопутствующих патологий, а также степени тяжести самого расстройства. В этом процессе участвует психотерапевт и логопед, которые используют такие методы, как беседы, наблюдение, интервьюирование. Обязательна консультация невролога, который может назначить МРТ головного мозга или другие инструментальные исследования.
Первичная помощь направлена на снятие нервного напряжения, поэтому применяется физиотерапия и медикаментозные препараты. Но самый основной этап – это борьба со страхом, поэтому здесь крайне важна роль психотерапевта.
Психотерапевтическая помощь направлена на снижение тревожности, а также преодоление речевых трудностей. Успешно применяются следующие методики:
- Когнитивно-поведенческая и игровая терапия.
- Аутогенные тренировки.
- Гипнотерапия.
- БОС-терапия.
Логопедическая помощь обязательна для тех, у кого есть заикание и другие речевые нарушения. Проводятся: логокоррекционные занятия, логопедическая ритмика, артикуляционные упражнения, логопедический массаж и другие методы воздействия. Задача логопеда заключается в закреплении нового речевого навыка без запинок.
Только совместная работа специалистов при проведении коррекционной работы может дать гарантию результата при преодолении логофобии. Точные сроки восстановления назвать сложно, потому что все зависит от конкретных причин проблемы, степени тяжести нарушения и индивидуальных особенностей.
авторизуйтесь