Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Речевой аппарат состоит из двух частей: центрального (или регулирующего) речевого аппарата и периферического (или исполнительного). Центральный речевой аппарат состоит из коры головного мозга (преимущественно левого полушария), подкорковых узлов, проводящих путей, ядер ствола (прежде всего продолговатого мозга) и нервов, идущих к дыхательным, голосовым и артикуляторным мышцам. Речевая артикуляция осуществляется в результате деятельности сложной сенсо-моторной системы, конечным итогом которой является приведение в готовность оральной, фонаторной и дыхательной мускулатуры к выполнению артикуляторной задачи сообразно интегрированной в мозгу программе. Наличие дефектов в речевом аппарате серьезно влияют на жизнь ребенка, его успехи в освоении школьной программы и социальной адаптации.
Чтобы человек произносил звуки без дефектов, важна согласованная работа всех органов, участвующих в звукообразовании. Если мышцы артикуляционного аппарата будут слабо развиты, то результатом этого будет неправильное звукопроизношение. Поэтому очень важно знать строение артикуляционного аппарата и принцип работы его органов.
Что такое артикуляционный аппарат
Артикуляционный аппарат – это система органов (гортань, голосовые складки, язык, мягкое и твердое небо, зубы верхней и нижней челюсти, губы, носоглотка и резонаторные полости), которые участвуют в производстве звуков речи и голоса. Соответственно, согласованная работа всех органов, входящих в состав артикуляционного аппарата, порождающая речь, называется артикуляцией – акта, состоящего из 3 последовательных фаз:
- Экскурсия (приступ) – органы речи занимают правильную позицию для произнесения какого-нибудь звука.
- Выдержка – фиксация правильной позиции.
- Рекурсия (отступ) – возврат органов в исходное состояние, либо принятие другой позиции для произнесения следующего звука.
Звуки по способу и месту образования представлены в таблице:
К артикуляционным органам относятся: ротовая полость (язык, мягкое и твердое нёбо, зубы верхней и нижней челюсти, губы, щеки), глотка и гортань.
Органы речи делятся на подвижные и неподвижные, активные и пассивные. К подвижным относятся язык, губы, мягкое небо с маленьким язычком, нижняя челюсть и голосовые связки. Неподвижные: верхняя челюсть, зубы, альвеолярная дуга и твердое небо.
По роли в произнесении звуков органы речи разделяются на активные и пассивные. Активные органы речи осуществляют определенные движения для образования звуков, и имеют тем самым особо важное значение для их формирования. К активным органам речи относятся: голосовые связки, язык, губы, мягкое небо, язычок, задняя спинка зева и вся нижняя челюсть. Пассивные органы выполняют лишь вспомогательную роль. К ним относятся зубы, альвеолы, твердое небо и вся верхняя челюсть.
Функции артикуляционного аппарата
Речевой аппарат включает в себя центральный и периферический отдел. Функция центрального отдела – это регуляция процесса речи. Он включает в себя кору головного мозга, подкорковые узлы, пучки нервных волокон, задачей которых является провождение импульса, а также нервы, которые проходят к мышечным волокнам (артикуляторным, голосовым и дыхательным).
Артикуляционный аппарат входит в периферический речевой аппарат, и его основная функция – это образование звуков (совместно с голосовым и дыхательным отделом).
Основные дефекты
Любые дефекты артикуляционного аппарата (врожденные или приобретенные) так или иначе негативно влияют на формирование и развитие речевой функции.
К основным дефектам относятся:
- Расщелина губы (ее еще называют «заячьей губой»). У ребенка наблюдается щель верхней губы, которая идет от красной каймы к носу.
- Передний открытый прикус. Данный дефект характеризуется не смыканием передних верхних и нижних зубов.
- Прогения. Относится к дефектам прикуса, для которого характерно чрезмерное развитие нижней челюсти, которая заметно выступает вперед. Если у ребенка вперед выступает верхняя челюсть, то это называется прогнатией.
- Прикус ортогенический. Еще один из дефектов прикуса, для которого характерно такое смыкание зубов, при котором верхние зубы не перекрывают нижние, а плотно стыкуются с ними.
- Диастема – данный дефект характеризуется чрезмерно большим промежутком (по сравнению с нормой) между зубами, который отделяет два рядом стоящих зуба (как правило, верхней челюсти). Бывает ложной (устраняется после смены молочных зубов постоянными) и истинной (наблюдается, когда все зубы уже прорезались).
- Готическое нёбо – аномалия развития верхней челюсти, которое характеризуется высоким аркообразным сводом твердого нёба.
- Короткая уздечка языка. При таком врожденном дефекте движение языка оказывается затрудненным. К другим дефектам языка относится его недоразвитие или чрезмерное развитие, а также нарушение его подвижности (в результате парезов и параличей).
Упражнения для развития артикуляционного аппарата
Существует большое количество упражнений, но мы укажем несколько из них. Их можно выполнять не только с логопедом, но и дома.
Упражнение «Дудочка»: Ребенок вытягивает губы вперед трубочкой. Способствует укреплению мышц языка, а также учит ребенка вытягивать губы в трубочку.
Упражнение «Лошадка». Необходимо присосать язык к нёбу, после чего щелкнуть языком. Цокать нужно сильно и медленно, тянув при этом подъязычную связку.
Для детей раннего возраста подходят простые артикуляционные упражнения, вроде надувания щек, вытягивания языка, сдувания ваты и других легких предметов, движений языка, которые имитируют облизывание губ, и т.д.
авторизуйтесь