

Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи

Большинство детей успешно справляется с различными гаджетами, но при этом у них возникают сложности с обучением в школе. Специалисты отмечают, что у ряда детей наблюдается отсутствие мотивации к освоению школьной программы, а также недостаток внимания и концентрации.
Пластичность детского мозга мало у кого вызывает сомнения. По этой причине нужно дать максимальное количество знаний именно в период формирования ребенка, т.е. в дошкольные и школьные годы. Одной из методик развития и воспитания интеллектуальной личности является ментальная арифметика, которая одновременно позволяет решить базовую проблему внимания и любознательности.
Что такое ментальная арифметика
Ментальная арифметика – это специальная методика развития интеллекта для детей и подростков, при которой используется азиатская технология вычислений при помощи одной из разновидности счётов (абакус).
Эта арифметика пришла к нам с древних времен. В Древнем Египте, Месопотамии и Китае данную методику использовали для астрологических и геометрических вычислений, а также для торговли. В те времена использовали «абакус», который можно назвать своеобразным предшественником современного калькулятора.
В последнее время данная методика возвращает себе былую актуальность, при этом не только в странах Азии. Программу занятий составляют механические упражнения пальцами на счётах, счет в уме, а также ряд упражнений на логику, внимание и концентрацию.
Помимо развития математических навыков, ментальная арифметика развивает воображение и моторику. Ребенок учится мыслить нестандартно, а также находить выход из любых ситуаций.
Как проходит обучение
Сам процесс обучения предполагает освоение абакуса – это своеобразные счёты, которые позволяют выполнять математические вычисления (сложение, вычитание, умножение, деление).
Абакус (в Японии используется другой термин – соробан) состоит из нескольких элементов:
- рама;
- расчетная разделительная линейка (располагается горизонтально);
- верхняя часть вертикальных спиц с косточками;
- нижняя часть вертикальных спиц с косточками.
Здесь каждый элемент имеет свое назначение. Первая спица – единицы, вторая – десятки, третья – сотни.
Необходимо приучить ребенка работать только большим и указательным пальцами. В процессе занятий все решения будут приходить ему в уме, т.е. он будет мысленно представлять картину счета.
Обучение данной методике можно разделить на 2 этапа:
- Работа с абакусом. В ходе занятий развивается мелкая моторика, происходит стимуляция межполушарных связей. У ребенка улучшается концентрация внимания, он становится более усидчивым, при этом повышается его скорость мышления. Это первый этап, т.е. ребенок сначала должен научиться складывать и вычитать с помощью счетов – только после этого можно переходить к следующему этапу.
- Устный счет. Это следующий этап, когда ребенок уже готов к образному вычислению. Ребенок представляет абакус в своем воображении и учится считать на нем, т.е. в уме.
Результат данных занятий заключается в том, что ребенок приобретает навыки вычисления в уме, при этом он делает это очень быстро. Но эффект от ментальной арифметики намного глубже, потому что у ребенка развивается интеллект, способность визуализировать информацию и оперировать данными. И эти умения сохраняются у него на всю оставшуюся жизнь.
Для чего нужна ментальная арифметикам детям и подросткам
Оптимальный возраст для начала занятий ментальной арифметикой достаточно обширен – от 4 до 12 лет (некоторые специалисты принимают на курсы и 16-летних подростков). Объясняется это тем, что именно этот период характеризуется наиболее благоприятными условиями для усвоения новой информации. Биологические особенности организма таковы, что детский мозг, благодаря своей пластичности, лучше усваивает новые навыки и умения.
Но у многих родителей может возникнуть вопрос – зачем нужны занятия по ментальной арифметике для их ребенка? Вопреки расхожему мнению, основной плюс не заключается в том, чтобы научить ребенка в уме складывать многоразрядные цифры. Польза от этих занятий намного более обширна:
- У ребенка развивается воображение, логика. Примерно после 1-1,5 лет занятий ему уже не требуются счёты, т.е. он уже может решать задачи в уме.
- Увеличивается объем памяти. Основной принцип данной методики заключается в движениях пальцами и запоминании большого количества цифровых комбинаций. Естественно, в процессе занятий очень сильно задействована память, что положительно сказывается на ее объеме.
- Улучшается работа обоих полушарий. Чтобы успешно пройти курс занятий, важно задействовать оба полушария, каждое из которых отвечает за свои задачи (правое – за воображение, левое – за логику и рациональность).
- Ребенок оказывается полностью сфокусированным на выполнении конкретной задачи, не отвлекаясь на посторонние факторы. Таким образом, улучшается его концентрация внимания.
- Возникает мотивация к учебному процессу. По мере прохождения курса, у ребенка постепенно начинает меняться общее отношение к учебе. Он начинает воспринимать ее как полезный источник знаний, что прямым образом сказывается на его успеваемости. Это обусловлено не только повышением мотивации к обучению, но и улучшению навыков, которые полезны при учебе (логика, внимание, память, воображение и т.д.).
- Детский мозг начинает более активно работать, потому что в процессе занятий он учится мыслить и действовать быстрее. Скорость реакции и принятия решений будет полезна не только при обучении, но и в обычной жизни.
- Ребенок учится творчески подходить к решению вопросов. У него развивается нестандартное мышление.
- Дети становятся более самостоятельными, потому что они сами учатся находить решения.
Данная методика полезна еще и тем, что она участвует в формировании новых нейронных связей, которые позволяют применять одновременно и логические и творческие возможности для решения конкретной задачи.
Есть ли у нее минусы
Когда мы говорим о плюсах какой-либо методики, важно рассматривать ее комплексно, оценивая не только преимущества, но и возможные недостатки, которые всегда присутствуют.
У ментальной арифметики есть свои минусы:
- Обучение отличается от школы. Если вы думаете, что это обычные занятия математикой, то вы ошибаетесь. Ментальная арифметика имеет гораздо более широкую направленность, поэтому крайне важно дать ребенку максимально раскрыть свой потенциал, привить ему усидчивость и тягу к знаниям.
- Возможные ошибки в вычислениях. Ребенок старается решить задачу быстрее, давая тем самым поспешные ответы. Такая торопливость приводит к ошибкам, но этого можно избежать, если с ребенком будет заниматься опытный педагог.
- Зависимость от мотивации. Чтобы занятия давали свой результат, ребенок сам должен хотеть учиться этому. Но это вряд ли можно назвать минусом именно этой методики, потому что отсутствие мотивации в любой сфере неминуемо приводит к стагнации, отсутствию эффекта, поэтому важно завлечь ребенка этим процессом, используя игровые элементы, чтобы сохранить у него интерес.
- Перегруженность. Если заниматься с ребенком слишком часто, то это приведет к переутомлению, из-за чего он может потерять мотивацию к обучению. Важно помнить, что перед вами ребенок, и ему нужно давать отдых и свободное время, которое он может тратить на любимые «детские» занятия: игра во дворе с друзьями, прогулки, просмотр мультиков в интернете и т.д.
Но все эти недостатки можно нивелировать, если правильным образом подойти к процессу обучения, рационально распределять нагрузку на ребенка.
Первые результаты могут появиться спустя 2-3 месяца после начала занятий (1-2 занятия в неделю). Для освоения техники потребуется примерно 2 года занятий (при условии их регулярности и выполнения небольших ежедневных домашних заданий).
Заниматься можно с 4-5 лет, добавляя в занятия игровые элементы, чтобы сохранить интерес у ребенка. Но важно понимать, что ментальная арифметика подходит не всем детям, поэтому важно проконсультироваться с педагогом.
Это прогрессивная методика, которая может вызывать неоднозначную реакцию среди педагогов (особенно старой формации), но нет ничего плохого в том, чтобы пробовать что-то новое. Здесь очень важна роль опытного педагога, который будет относиться к ребенку индивидуально.

Статья проверена: Леонова Зоя Леонидовна
Как учить ребёнка читать
Семейное воспитание детей с нарушениями речи
авторизуйтесь