Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Речь – это важнейшая психическая функция, которая формируется постепенно, т.е. человек не рождается со способностью говорить. Через речевое общение, сознание человека постоянно пополняется и обогащается тем, что находит отражение в общественном сознании. Речь – это основа коммуникативной функции, которая осуществляется посредством родного языка.
В последнее время число детей с отклонениями в речевом развитии неуклонно растёт, и все чаще выявляются синдромы нарушений речевого развития у детей раннего возраста. При этом они могут быть незначительными, в связи с чем дефекты не замечаются родителями, либо достаточно серьезными. Такие дети требуют особо отношения, поэтому важно, чтобы их воспитание проходило на основании рекомендаций специалистов. Объясняется это тем, что задача родителей заключается не только в формировании полноценной личности ребенка, но и профилактике, а также устранении имеющихся речевых нарушений.
Какие причины приводят к развитию нарушений речи
Недостаточное внимание со стороны родителей приводит к тому, что они только перед поступлением в школу некоторые из них узнают, что их ребенок не может выговаривать какой-то звук (или несколько звуков). Либо они это замечали, но из-за своей неосведомленности полагали, что это нормальная ситуация для маленьких детей, а звукопроизношение улучшится с годами.
Но проблема заключается в том, что любое речевое нарушение, даже если вам кажется, что оно незначительное, не может пройти самостоятельно, т.е. оно требует проведения соответствующей коррекции.
Существуют определенные причины, которые приводят к нарушениям речи. Их можно разделить на несколько категорий.
Органические причины
Нарушения речи могут развиться по причине 4 органических факторов:
1. Внутриутробные патологии
Самым уязвимым периодом беременности является 1 триместр, когда существует риск поражения ЦНС ребенка. К этому могут привести следующие причины:
- Гипоксия плода. Это может произойти по причине нефропатии, токсикоза, патологии плаценты, а также соматических заболеваний и повышенного артериального давления будущей мамы.
- Недоношенность плода (или, напротив, переношенность).
- Вирусные инфекции, перенесенные матерью во время вынашивания плода.
- Резус-конфликт.
- Ушибы, падения и травмы (особенно области живота).
- Употребление спиртного, наркотиков и курение во время беременности.
- Применение медикаментов различных групп, включая ототоксические препараты, антидепрессанты и другие медикаментозные средства, которые были приняты на ранних сроках (по этой причине прием любых лекарств во время беременности должен быть согласован с лечащим врачом).
- Работа матери на вредном производстве.
- Попытка аборта.
- Частые стрессовые ситуации, которые переживает беременная женщина.
2. Наследственность
Строение речевого аппарата передается ребенку от родителей. Возможны следующие дефекты:
- неправильное строение мягкого и твердого нёба;
- неправильный прикус;
- заикание (может передаться от родителей);
- особенности развития речевых зон коры мозга;
- если кто-то из родителей начал разговаривать позже положенного срока, то это может передаться ребенку.
3. Проблемы во время родового периода
К таким факторам относятся:
- асфиксия (часто возникает из-за обвития пуповиной);
- травмы во время родов, которые привели к внутричерепным кровоизлияниям;
- оценка по шкале Апгар показывает низкий результат (оценка проводится сразу после рождения);
- критически малый вес новорожденного ребенка (менее 1,5 кг).
4. Заболевания, перенесенные в первые годы жизни ребенка
Нарушение развития речи может быть вызвано перенесенными ребенком заболеваниями в первые годы его жизни:
- менингит, энцефалит и другие вирусные заболевания;
- травмы лицевых костей и головного мозга, которые вызывают внутричерепные кровоизлияния;
- воспаление внутреннего и среднего уха, которые приводят к нарушению слуховой функции (из-за этого страдает и речь);
- прием ребенком ототоксических антибиотиков.
Функциональные причины
К числу таких причин относятся следующие факторы:
- Психотравмы. Сильный стресс, перенесенный ребенком в раннем возрасте, может негативно сказаться на его способности говорить.
- Непростые социально-бытовые условия, в которых находится ребенок. Часто это становится причиной развития педагогической запущенности и ЗПР.
- Соматические заболевания. Если организм ребенка постоянно ослаблен какими-то болезнями, то есть риск того, что он начнет разговаривать позже положенного срока.
- Неправильная речь окружающих. Если ребенок постоянно слышит искаженную речь, то он может начать подражать взрослым, в результате чего у него может развиться заикание, неправильное звукопроизношение и т.д.
Основные виды речевых нарушений
Воспитание и работа с детьми, имеющими различные виды нарушений речи, должны основываться на специфике имеющихся дефектов.
Различают следующие виды нарушений устной речи:
- Афония и дисфония – полное отсутствие или нарушение голоса.
- Тахилалия – патологически ускоренный темп речи.
- Брадилалия – патологически замедленный темп речи.
- Дислалия – нарушение произносительной стороны речи (при сохранной иннервации речевого аппарата и сохранном слухе).
- Заикание – нарушение ритмического течения речи, для которого характерно повторение слогов, слов, частые остановки речи, неумышленные удлинения звуков.
- Ринолалия – для этого речевого дефекта характерен носовой оттенок голоса, который сопровождается нарушениями звукопроизношения (проще говоря, ребенок гнусавит).
- Дизартрия – нарушение произносительной и просодической стороны речи, которое обусловлено недостаточностью иннервации речевой мускулатуры.
- Афазия – это частичная или полная утрата уже сформировавшейся речи, которая вызвана органическим поражением речевых зон головного мозга.
- Алалия – тяжелое недоразвитие или полное отсутствие речи, вызванное органическим поражением корковых речевых центров головного мозга (при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте).
К нарушениям письменной речи относятся:
- Дислексия – расстройство навыков чтения, вызванное недостаточным развитием психических функций, которые ответственны за процесс чтения.
- Дисграфия – нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках, вызванное несформированностью высших психических функций, которые ответственны за процесс письма.
К числу речевых нарушений относится и общее недоразвитие речи (ОНР), которое характеризуется нарушением формирования всех сторон речи при различных сложных речевых расстройствах (при нормальном слухе и интеллекте).
Основные функции семьи, в которой есть дети с нарушениями речи
Семья, в которой есть ребенок с ОНР или любым другим речевым нарушением, должна выполнять ряд функций, чтобы обеспечить скорейшее избавление от дефекта.
К основным функциям семьи относятся:
- Реабилитационно-восстановительная. Реабилитация детей основывается на профессиональных рекомендациях специалиста. Родители должны обеспечить необходимые условия гармоничного существования ребенка, а также оптимизировать его психическое и физическое состояние.
- Коррекционно-образовательная. Задача родителей заключается в повышении мотивации ребенка к избавлению от имеющегося недуга. При этом, данную мотивацию нельзя вызвать искусственно, а только через любовь и внимательное отношение. Мама и папа должны создать внутри семьи необходимую коррекционно-образовательную среду, в которой у ребенка должно развиваться стремление к познанию окружающего мира. Родители должны понимать, что нельзя перекладывать всю ответственность за воспитание на специализированные образовательные учреждения, а заниматься воспитанием самим, ориентируясь на те рекомендации, которые дает специалист.
- Функция эмоционального приятия. Это значит, что родители должны принимать своего ребенка таким, какой он есть, т.е. со всеми его недостатками (включая речевые нарушения). Ребенок должен чувствовать, что он является частью семьи, поэтому важно активно привлекать его к домашним делам, давать ему какие-то поручения (к примеру, сходить в магазин). Он должен чувствовать к себе внимание, любовь и уважение – только в такой обстановке он становится эмоционально-зрелым и социализированным ребенком.
- Приспособительно-адаптирующая. Родители должны адаптировать ребенка к окружающей его среде, чтобы он понимал, как действовать в той или иной жизненной ситуации. Это очень важно, ведь в дальнейшем ему придется решать все возникающие проблемы самостоятельно.
- Социализирующая. Дети, у которых есть речевые нарушения, часто оказываются за бортом социальной жизни, потому что они стесняются своего дефекта и нередко становятся жертвой буллинга в школе. Задача родителей сделать так, чтобы у ребенка был интерес к окружающим его людям, чтобы он стремился познавать окружающий мир. Только так можно добиться того, чтобы ребенок был полноценной частью общества.
- Профессионально-трудовая. Дети с нарушениями речи должны с раннего детства обучаться трудовой деятельности. Все начинается с элементарного – уборки игрушек, чтобы он заправлял свою постель, сам чистил зубы и т.д. Дальнейшее овладение какой-либо профессией зависит от степени тяжести речевого нарушения, но родители со своей стороны должны обеспечить ему максимальную поддержку и заботу.
Важно со всем вниманием отнестись к той деятельности, которая больше всего получается у ребенка. Как правило, дети, у которых есть какие-либо речевые дефекты, оказываются способными к творчеству, поэтому задача родителей развить эти навыки. Это важно не только с точки зрения поиска своего места в жизни, но и повышения самооценки.
Воспитание и работа с детьми с нарушениями речи
Особенность воспитания и работы с детьми, которые имеют различные речевые дефекты, заключается в том, что в их отношении необходимо проявлять гораздо больше любви и внимания. Важно формировать в ребенке высшие психические функции, одновременно преодолевая имеющиеся речевые нарушения.
В данном случае, применение современных компьютерных технологий – это важный принцип коррекционно-воспитательной работы. Необходимо использовать различные развивающие компьютерные игры и программы: «Игры для Тигры», «Развитие речи. Учимся говорить правильно», «Несерьезные уроки», «Логомер-2» и т.д.
Логопеды в работе с такими детьми используют и другие нетрадиционные методы воздействия:
- Логопедический массаж – это активный метод механического воздействия, целью которого является коррекция различных нарушений речи.
- Пальцевой массаж – массаж ладоней орехами, шариками и другими предметами.
- Песочная терапия – способствует коррекции речи, а также развитию эмоционально-волевой сферы.
Помимо самого ребенка, специалист может одновременно заниматься и терапией семьи, т.е. он помогает наладить семейные взаимоотношения. Родители не всегда осознают особенности личности ребенка с отклонениями речи, при этом некоторые из них весьма скептически относятся к коррекционно-воспитательным мерам воздействия. Поэтому важно вести комплексную работу со всей семьей, объяснять им важность применяемых программ и методов.
Распространенные ошибки родителей
Современные реалии таковы, что к людям, у которых есть какие-то особенности развития или отклонения, относятся с недостаточным вниманием. Их, скорее, принято не замечать, чем предпринимать попытки оказать им какую-то помощь. Часто это распространяется и на отношения внутри семьи, которая не проявляет достаточно усилий для полноценного воспитания ребенка с нарушением речи.
Существует несколько причин подобного отношения:
- Недостаточный уровень знаний родителей в области педагогики и психологии. Если в семье есть ребенок с каким-то отклонениями, то необходимо как можно больше узнавать информации о специфике самого дефекта, методах коррекции, интересоваться публикациями на эту тему и т.д.
- Личное отношение родителей к своему ребенку, которые по каким-то причинам не хотят принимать своего ребенка таким, какой он есть.
- Склонность к следованию общественным стереотипам, которые навязывают определенную модель поведения с «больными» детьми.
- Личностные взаимоотношения внутри семьи. Плохо налаженный быт, нерешенные конфликты и постоянные ссоры между родителями, постоянная занятость на работе, проблемы с деньгами – все это достаточно сильно влияет на ребенка, а также нежелание (или отсутствие времени) заниматься воспитанием в соответствии с рекомендациями специалиста.
Все эти причины приводят к тому, что ребенок по сути остается один на один со своей проблемой. Естественно, что при отсутствии должной поддержки, он не может преодолеть свой дефект. Более того, ребенок оказывается не приспособлен к взрослой жизни, что в дальнейшем крайне негативно сказывается на его амбициях, профессиональной реализации, отношениях с другими людьми и приводит к проблемам в личной жизни.
Статья проверена: Леонова Зоя Леонидовна
Ментальная арифметика для детей
Упражнения для развития легких и дыхания
авторизуйтесь