Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Дифференциация звуков – это различение звуков, которые схожи по каким-либо признакам (глухие-звонкие, свистящие-шипящие и т.д.). Ребенок уже умеет правильно произносить звуки, но проблема в том, что в повседневной речи он может заменять их на звуки, которые схожи по звучанию.
Аналогичная ситуация встречается со звуками Ч и Ц – это согласные, глухие звуки, поэтому дети могут неправильно использовать их в своей речи. Дифференциация звуков Ч и Ц представляет собой определенный комплекс занятий и упражнений, направленных на их различение, чтобы ребенок не только правильно произносил их изолированно, но и правильно использовал в самостоятельной речи.
Артикуляция звуков Ч и Ц
Перед началом упражнений, важно правильно произносить звуки изолированно. У Ч и Ц есть свои особенности артикуляции.
Артикуляция звука Ч:
- Губы округлены и немного выдвинуты вперед.
- Зубы не соединяются.
- Кончик языка, поднят вверх и смыкается с верхними альвеолами (бугорком), затем смычка взрывается. Сохраняется щель между языком и зубами.
- По средней линии языка идет воздушный поток.
- Мягкое нёбо поднимается и прижимается к задней стенке глотки (проход в носовую полость закрыт). Воздух проходит через рот.
- Голосовые связки разомкнуты (голоса нет).
Артикуляция звука Ц:
- Губы улыбаются.
- Зубы видны, но не сомкнуты.
- Кончик языка упирается в нижние зубы (как при звуке С). Спинка языка вогнута и передней частью образует смычку у шеек верхних зубов. Передняя часть спинки языка смыкается с небом у альвеол (как при звуке Т). В момент выдоха передняя часть спинки мгновенно размыкается с небом.
- Посередине языка идет короткая воздушная струя (холодная, а не теплая, как при произношении Ч).
- Мягкое нёбо поднято (проход в носовую полость закрыт).
- Голосовые связки разомкнуты (голоса нет).
Дифференциация Ч и Ц в слогах
Дифференциация звуков в прямых слогах:
ЦА – ЧА ЧА – ЦА ЦА – ЧА – ЦА – ЧА
ЦО – ЧО ЧО – ЦО ЦО – ЧО – ЦО – ЧО
ЦУ – ЧУ ЧУ – ЦУ ЦУ – ЧУ – ЦУ – ЧУ
ЦЫ – ЧИ ЧИ – ЦЫ ЦЫ – ЧИ – ЦЫ – ЧИ
ЦЕ – ЧЕ ЧЕ – ЦЕ ЦЕ – ЧЕ – ЦЕ – ЧЕ
Дифференциация звуков в обратных слогах:
АЧ – АЦ ЕЧ – ЕЦ АЦ – АЧ ОЦ – ОЧ
УЦ – УЧ ЯЦ – ЯЦ ИЦ – ИЧ ЕЦ – ЕЧ
ИЧ – ИЦ ОЧ – ОЦ УЧ – УЦ ЯЧ – ЯЦ
Дифференциация Ч и Ц в словах
Следующий шаг после дифференциации звуков Ч и Ц в слогах – это дифференциация звуков в словах.
В начале слова:
Цапля, цепь, чувство, челка, цвет, чулки, цукаты, чурка, царапать, чистый, чтение, цветок, чтит.
В середине слова:
Пчелка, огурцы, печка, сверчок, разноцветный, стручок, пальцы, молодцы, строчка, курочка, борцы, платочек, отцветает, цикады.
В конце слова:
Огурец, плач, палец, грач, кузнец, силач, врач, богач, матрац, калач, мяч, молодец, ситец, колодец, скворец, птенец.
Дифференциация Ч и Ц в словосочетаниях
Необходимо внятно проговаривать следующие словосочетания, четко проговаривая звуки Ч и Ц:
Черный скворец, отличная певица, чужая пуговица, печеные яйца, коричневые рукавицы, вечернее солнце, четвёртый палец, чистая улица и т.д.
Дифференциация Ч и Ц в предложениях
Следует подбирать те предложения, в которых присутствуют звуки, которые ребенок уже освоил. В частности, если он еще не выговаривает Р, то нужно исключить предложения с этим звуком.
Для примера возьмем несколько предложений:
Без звука Р: В колодце ключевая водица. Кузнец стучит в кузнице. Птичка летит к птенцам. В духовке печется калач с цукатом.
Со звуком Р: Ходит курочка с цыплятами. Лестница ведет на чердак. Положи перец в перечницу. Мальчик нацепил червяка на удочку.
Дифференциация Ч и Ц в чистоговорках и скороговорках
Повторяем чистоговорки:
Ча-ча-ча – на столе горит свеча.
Чу-чу-чу – погасили мы свечу.
Чи-чи-чи – больше нет у нас свечи.
Ца-ца-ца – варит мама три яйца.
Цо-цо-цо – папа съест одно яйцо.
Цу-цу-цу – нам с братишкой по яйцу.
Повторяем скороговорки:
Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол.
Рано утром пели птицы для царя и для царицы.
Цыпленок и курица пьют воду на улице.
У царя и царицы жили во дворе жар-птицы.
У девочки было колечко, упало в речку колечко.
Данный речевой материал подходит для занятий не только с логопедом, но и для самостоятельной работы дома с ребенком. Важно использовать побольше картинок и других наглядных материалов, чтобы сохранить интерес к занятиям.
Диспраксия
Эхолалия у детей
авторизуйтесь