Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Одной из важнейших задач в обучении детей родному языку является формирование у них фонетически четкой, лексически богатой и правильной речи. Это важное условие нормальной коммуникации между ними и другими сверстниками, а также взрослыми. Очень важно, чтобы дети как можно раньше овладели навыками родной речи, могли произносить слова правильно, без каких-либо дефектов. От этого, в том числе, зависит правильное формирование личности ребенка.
Формирование отделов мозга, отвечающих за речь, происходит в первые несколько лет жизни. У некоторых детей могут встречаться различные речевые нарушения, которые проявляются в разной степени интенсивности. Встречаются не только нарушения звукопроизношения, но и нарушения слоговой структуры слова. В частности, ребенок может переставлять местами звуки в словах, что может считаться нормой в определенном возрасте (от 1,5 до 2 лет). Но если ребенок произносит «скатан» вместе «стакан», «малалет» вместо «самолет», и эти ошибки не исчезают к 4-5 годам, то это серьезный повод для обращения к логопеду.
Нормы формирования слоговой структуры слова
В зависимости от возраста ребенка, существуют определенные нормы формирования слоговой структуры:
- С рождения и до 3 лет. Ребенок повторяет простые слоги (ба-ба, ма-ма).
- От 3 до 4 лет. Воспроизведение слова из одного, двух и трех слогов (мяч, машина и т.д.).
- От 4 до 5 лет. Воспроизведение слов с открытыми слогами без стечения согласных (к примеру, долина), слов из 4-5 слогов и со стечением согласных (мост, хвост и т.д.).
- После 5 лет. Дети уже умеют повторять предложения со сложными словами (3,4 слога, со стечением согласных).
Понятно, что к школьному возрасту уровень овладения речью повышается и к началу обучения ребенок должен не только нормально говорить, но и уметь хорошо читать, писать и работать с текстом.
Но проблема в том, что у всё большего количества детей встречается нарушение фонематического слуха, что приводит к проблемам звукопроизношения и нарушениям слоговой структуры слова. Кстати, перестановка звуков в словах является характерным признаком дислексии, явные проявления которой заметны к 5 классу школы.
Что такое фонематический слух
Физический слух – это способность воспринимать и различать различные звуки окружающего мира. Он делится на 3 типа: неречевой, фонематический и музыкальный слух.
Под фонематическим слухом понимается способность человека узнавать и различать фонемы в речевом потоке. В отличие от физического слуха, которым ребенок наделен с рождения, фонематический слух формируется в процессе развития личности. Если ребенок находится в правильной речевой среде, то в большинстве случаев происходит это ближе к 5 годам. Если родители уделяют достаточное внимание речевому развитию ребенка, читают вместе с ним книги, не сюсюкаются, а разговаривают нормально, «по-взрослому», то и сам ребенок достаточно быстро станет разговаривать правильно.
Если фонематический слух нарушен, то эти проблемы переходят в школу, что отражается на устной и письменной речи, т.е. у ребенка развивается дислексия и дисграфия. Для дислексии характерны следующие признаки:
- ребенок меняет слова похожие по звучанию при чтении;
- он переставляет местами звуки в словах, когда читает;
- непонимание смысла прочитанного;
- проблемы с концентрацией внимания;
- ребенок плохо запоминает простые понятия;
- проблемы с арифметикой;
- нарушения координации, слишком импульсивное поведение.
Дисграфия выражается в устойчивых ошибках при написании слов и предложений. Ошибки те же, т.е. ребенок также переставляет местами буквы при написании слов. Объясняется это тем, что эти нарушения не являются изолированными друг от друга, потому что у дислексии и дисграфии единые механизмы развития, которые тесно связаны с нарушениями устной речи.
Коррекционная работа
Если ребенок меняет местами слоги в словах, то может потребоваться тщательное обследование у невролога и логопеда. Коррекционная работа направлена на устранение нарушений слоговой структуры слова.
Как правило, она включает в себя 2 этапа:
- Подготовительный. Для начала нужно научить ребенка внимательно слушать и слышать. Для развития слухового восприятия используются неречевые звуки (звучание музыкальных инструментов, звуки неживой и живой природы).
- Коррекционный. Предполагает работу логопеда с речью ребенка с использованием вербального материала. Используются различные игры и задания для развития фонематического восприятия.
Игры для развития слухового восприятия:
- Игра «Отгадай, что звучало?». Взрослый показывает ребенку, как звучат коробочки. Затем ребенок отворачивается, а взрослый трясет одной из баночек. Задача ребенка заключается в том, что именно звучало.
- Игра «Тихо-громко». Задача: отгадать, что звучало громко, а что тихо.
- Игра «Барабанщик». Ребенку демонстрируются простые ритмические рисунки, а он должен повторить, стуча по столу.
После этого этапа можно переходить к упражнениям, направленным на развитие фонематического восприятия. Эффективными оказываются следующие игры:
- «Хлопай, топай». На слоги, в которых содержится буква Б, дети должны хлопнуть в ладоши, а на слоги со звуком П – топнуть ногами. Аналогично проводятся упражнения для других звуков, похожих по звучанию (к-г, с-з и т.д.).
- «Слушай, не зевай». Для упражнения понадобятся картонные кружки разных цветов. Взрослый говорит: «Я буду произносить слова, а ты слушай внимательно. Когда услышишь в слове звук Б (или любой другой звук), то покажи красный кружок. На твердый согласный ребенок должен поднимать красный кружок, на мягкий – синий, на гласные – зеленый, на звонкий согласный – карточку с колокольчиком, на глухой согласный – изображение с перевернутым колокольчиком. Таким образом, ребенок учится постепенно выделять один звук, затем учится различать мягкие и твердые согласные, глухие и звонкие.
- «Конец слова за тобой». Логопед бросает мяч ребенку, произнося первый слог. Задача ребенка: вернуть мяч обратно, сказать второй слог и все слово полностью: Примеры: кад – кадка, тык – тыква, ут – утка и т.д.
Это лишь часть возможных игр, которые можно использовать в коррекционной работе с детьми. Большую роль в этом процессе играют родители, которые должны не только вовремя заметить, что их ребенок начал переставлять местами звуки в словах, но и предпринимать необходимые шаги для устранения этой проблемы. Важно заниматься дома, используя те игры и упражнения, которые посоветует логопед.
авторизуйтесь