Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Первый поход в школу вызывает смешанные чувства у родителей. С одной стороны, они очень рады, что их ребенок повзрослел и делает следующий шаг в своем развитии как личности. Но если посмотреть на ситуацию с другой стороны, то школа – это абсолютно другой мир, со своими правилами и требованиями, поэтому родители зачастую находятся в крайне тревожном состоянии. И переживать, действительно, есть из-за чего, потому что не всегда можно понять, готов ли ваш ребенок к школе или нет.
Некоторые родители могут возразить, сказав, что мой ребенок уже умеет читать и писать, значит у него не будет никаких проблем с овладением школьной программы. Но только ли этим оценивается готовность ребенка к школе? Вовсе нет, потому что читать и писать в любом случае будут учить в школе.
Каждый родитель должен понимать, что к 6-7 годам у ребенка должны уже быть сформированы определенные механизмы умственной деятельности, которые будут способствовать полноценному усвоению школьного материала.
На что нужно обратить внимание
Чтобы определить, готов ли ребенок к школе, нужно проанализировать его поведение. Вот несколько рекомендаций:
- Обратите внимание на произвольное поведение своего ребенка. Особенно характерно поведение во время игры: насколько четко он соблюдает правила, как себя ведет, активен ли он, берет ли на себя ответственность, лидирующую роль и т.д. Соблюдение правил игры является очень важным показателем, потому что в школе следование правилам внутреннего распорядка – это необходимость.
- Поговорите с ребенком на предмет того, что он чувствует перед предстоящим обучением. Нужно узнать, хочет ли он идти в школу, получать новые знания. Если он не хочет туда идти, то подробно выясните у него, какие именно моменты в школе его больше всего пугают. Далее можно объяснить ему, что его опасения напрасны (желательно подробно разобрать каждое его опасение, аргументированно доказав, почему ребенок ошибается).
- Ребенок должен быть готов к обучению в школе не только психологически, но и интеллектуально. Под этим понимается сформированность навыков и умений, которые обеспечивают произвольную регуляцию памяти, внимания и мышления. Они отвечают за возможность ребенка уметь читать, писать, решать задачи не вслух, а «про себя».
Чтобы ребенок нормально развивался и воспринимал буквы, цифры, чертежи и рисунки, у него должно быть развито абстрактное мышление, а также умение абстрагироваться.
Для стимуляции интеллектуальной готовности к школе, с ребенком нужно заниматься, предлагая ему решить простые задачи, используя чертежи и рисунки. Очень полезны игры на добавление пропущенного элемента и другие упражнения.
Вот несколько показателей интеллектуальной готовности ребенка к школе:
- умение находить лишний предмет в группе других;
- решение простых ребусов и головоломок, умение отгадывать простые загадки;
- добавление недостающих предметов в группу;
- понимание последовательности событий (что было сначала, потом и т.д.);
- умение группировать предметы по какому-то признаку.
Эмоционально-волевое развитие
Волевая готовность ребенка к школе подразумевает умение управлять своим вниманием, слышать и понимать смысл услышанного. Важно, чтобы ребенок мог физически отсидеть урок, при этом не просто сдерживая импульсы, а концентрируя свое внимание на происходящем, даже если оно ему неинтересно.
Если ребенок такой способностью не обладает, то здесь возможно два варианта развития событий: либо он начинает вставать и активно двигаться, либо начинает задирать одноклассников, лезет под парту и т.д. Некоторые дети могут сидеть и изображать, что они внимательно слушают преподавателя, но на самом деле их мысли где-то далеко и «вернуть в реальность» их может только неоднократный окрик учителя.
Определить степень эмоционально-волевого развития можно в домашних условиях. Для этого нужно лишь создать ситуацию, когда ребенку нужно удерживать внимание на неинтересных ему вещах. К примеру, сможет ли он резать овощи, помогая маме по кухне, если он не сам проявил инициативу, а его об этом попросил взрослый? Характерна реакция в настольной игре – как он будет вести себя, ожидая своего хода? Терпеливо сидеть и ждать, либо он начнет вставать и бегать вокруг стола?
Этот тип развития человека не зря называется эмоционально-волевым, потому что наша воля основывается на понимании себя, т.е. своих же эмоций. Когда человек понимает, что с ним происходит, то он осознает, что именно ему нужно сделать для достижения результата.
Зрительно-двигательная координация
Хорошо развитая мелкая моторика и мышцы руки позволяют ребенку не сильно уставать во время письма. Кроме того, специфика обучения предполагает, что ребенку нужно будет одновременно смотреть на предмет и срисовывать или списывать. Поэтому очень важно сформировать навык координации движения глаз и руки.
Для этого нужно заниматься с ребенком, предлагать ему перерисовывать чертежи и картинки, срисовывать узоры, раскрашивать по образцу и т.д.
Для успешного обучения в школе, ребенок должен:
- проводить прямые и волнистые линии;
- правильно держать ручку в руке;
- уметь дорисовывать отсутствующую часть симметричного рисунка;
- обводить по контуру рисунок, не отрывая ручку от бумаги;
- уметь рисовать по точкам и клеточкам;
- уметь продолжить штриховку рисунка;
- копировать геометрические фигуры с образца;
- уметь закрашивать рисунок, не заходя за контуры.
Помимо каких-то чисто технических моментов, связанных с навыками письма и чтением, есть и еще один немаловажный, если можно так сказать, этический аспект. Речь идет о том, что ребенок должен уметь принимать точку зрения другого человека и не ставить свои желания выше интересов других. Школа – это особый социум, где ребенку придется находить компромиссы, коммуницировать с другими людьми (его сверстниками и преподавателями).
Тесты готовности ребенка к школе
Существуют различные тесты, которые помогут вам понять, готов ли ребенок к школе, либо он еще отстает по каким-то критериям. Тесты нужно проводить в разное время, когда у ребенка хорошее настроение. Приведем несколько из них.
Тест школьной зрелости Керна-Йирасика
Он выявляется общий уровень психического развития, развития мышления, а также умения слушать и выполнять задания по образцу.
Тест состоит из 4 частей: рисунок человека (мужской фигуры), копирование фразы из письменных букв, срисовывание точек и опросник.
Первое задание заключается в том, что ребенок должен нарисовать мужскую фигуру так, как он это умеет делать. При этом не нужно исправлять его и говорить, что он делает что-то не так. На основании рисунка, проводится его оценка:
- 1 балл. Нарисована мужская фигура. Есть туловище, конечности, голова. Голова с туловищем соединяется шеей (шея не больше головы, голова не больше туловища). На голове нарисованы волосы или головной убор. На руках есть пальцы, ноги отогнуты (нарисованы ботинки или ступни).
- 2 балла. Присутствуют все вышеуказанные детали, но с небольшими недочетами (не нарисованы пальцы, волосы).
- 3 балла. Нарисованная фигура имеет туловище, голову, конечности (нарисованы двумя линиями). Могут отсутствовать ступни, уши, волосы, шея и т.д.
- 4 балла. Рисунок достаточно примитивный, есть туловище и голова, руки и ноги не прорисованы.
- 5 баллов. Рисунок больше напоминает каракули, нет четкого изображения туловища.
Следующее задание – копирование фразы из письменных букв. Ребенок должен переписать фразу, написанную прописными буквами (первая буква – заглавная). К примеру, «Он мыл посуду». Выполнение задание также оценивается по 5-бальной шкале, где
- 1 балл – это хороший результат. Первая буква – заглавная, образец скопирован полностью, либо хорошо (расположение фразы на листе – горизонтальное, но возможно небольшое отклонение).
- 2 балла – фраза написана разборчиво, горизонтальное расположение и размер букв не учитываются.
- 3 балла – фраза разбита на 3 части, можно понять хотя бы 4 буквы.
- 4 балла – совпадение только 2 букв из фразы.
- 5 баллов – фраза не разборчива, каракули.
Следующее задание – в представленном образце нарисованы 10 точек, которые находятся на равном расстоянии друг от друга по горизонтали и вертикали. Задача ребенка срисовать эти точки. Оценивается по 5-бальной системе.
После проведения всех заданий полученные результаты суммируются:
- 3-6 баллов – высокий уровень готовности к школе.
- 7-12 баллов – средний уровень.
- 13-15 баллов – ребенок не готов к школе.
Тест «Чего не хватает?»
Необходимо фиксировать общее время, затраченное на выполнение данного задания. Критерии следующие:
- 10 баллов – ребенок назвал все неточности менее чем за 25 секунд.
- 8-9 баллов – на поиски ушло 26-30 секунд.
- 4-7 баллов – общее время поиска составило 31-40 секунд.
- 2-3 балла – время поиска составило 41-45 секунд.
- 0-1 балл – у ребенка ушло более 45 секунд на поиски.
Тест «Классификация»
Необходимо подготовить серию карточек, которые включают в себя разные группы: посуда, одежда, мебель, домашние животные и т.д.
Картинки перемешиваются, и ребенок должен разложить их все по группам. После выполнения задания, он должен объяснить, почему он классифицировал картинки именно так.
Высокая оценка ставится в том случае, если ребенок правильно разложил все карточки, при этом он смог объяснить свой выбор и назвал все эти категории (мебель, домашние животные и т.д.).
Тесты на биологический возраст
Помимо тестов на логическое мышление и уровень интеллекта, существуют тесты, которые оценивает именно биологический возраст ребенка.
Первый из них «филиппинский тест» – достать правой рукой левое ухо. Задача заключается в том, чтобы ребенок протянул вверх руку через голову и выпрямленной ладонью накрыл половину левого уха. Лучше всего закрыть ухо полностью, не наклоняя голову.
Тест очень важен, потому что ребенок может быть интеллектуально развит и даже опережать своих сверстников, но при этом его физическое развитие будет соответствовать 6 годам, т.е. он еще не созрел для школы. Проблема в том, что такие дети начинают часто болеть из-за интенсивных школьных нагрузок, поэтому в том случае, если ребенок не прошел тест, то имеет смысл подождать еще год.
Второй тест – это «Поза Ромберга». Ребенок должен встать на одну ногу, другую согнуть, ступню прижать к колену, вытянуть руки вперед и закрыть глаза. В такой позе нужно простоять 8-10 секунд. Если этот показатель меньше, то это говорит о физиологической незрелости скелета.
Современные реалии таковы, что нынешняя российская школа осталась примерно на том же уровне, что и 20-30 лет назад. Но поколение детей, которые приходят туда учиться, сильно изменилось. И те нормативы, которые были разработаны для детей 6-7 лет, теперь подходят для второго или третьего класса. И задачей родителей является устранение этой пропасти, что требует особого внимания и, конечно же, регулярных занятий со своим ребенком. Только так можно подготовить его к новой ступени в его жизни – обучению в общеобразовательной школе.
авторизуйтесь