Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Занятия от логопеда
Формирование у детей правильной и четкой речи является важнейшей задачей в системе обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях. Но эффективность обучения и коррекционной помощи ребенку зависит не только от участия педагогов, воспитателей и логопеда, но и от самих родителей. Точнее от того, насколько тщательно они подходят к выполнению домашних заданий, которые им задаёт логопед.
Логопедическое домашнее задание – это индивидуальная форма учебной деятельности детей дошкольного возраста. Оно выполняется по поручению логопеда, но без его фактического контроля и руководства во время выполнения задания.
Суть этих домашних заданий заключается в закреплении тех навыков, знаний и умений у детей, которые были получены ими на индивидуальных или групповых занятиях. Содержание этих занятий предусматривает работу над всеми направлениями развития речи, включая формирование лексико-грамматического строя и связной речи, подготовку дошкольников к обучению грамоте и формированию правильного звукопроизношения.
Почему важно выполнять домашнее задание от логопеда?
Выполнение домашних заданий с детьми, заданных логопедом, необходимо для того, чтобы процесс коррекционной работы шел быстрее. Ведь если ребенок будет заниматься только со специалистом, а дома он будет предоставлен сам себе, то вам вряд ли удастся быстро устранить отставание в речевом и общем развитии.
Особая роль родителей в исправлении речевых нарушений заключается в том, что при использовании материала, который им дает логопед, они получают возможность закрепить полученные на занятиях речевые навыки и умения в свободном речевом общении.
Логопедическое домашнее задание – важная часть коррекционного процесса по нескольким причинам:
- Помощь для логопеда. Если дети с родителями выполняют домашние задания, то они намного быстрее вводят в свою повседневную речь поставленные звуки, а также сложные речевые конструкции. Фактически, дальнейшая работа логопеда упрощается, потому что ребенок закрепляет полученные навыки дома.
- Такие задания играют важную роль в формировании у ребенка различных навыков и умений. В частности, он учится самостоятельно мыслить, приучается быть усидчивым, контролировать свои эмоции. У него формируется чувство ответственности, он начинает понимать, что выполнение заданий поможет ему избавиться от дефекта речи.
- Выполнение логопедических занятий будет полезным и детям, у которых нет проблем в речевом развитии. Занимаясь с ребенком, вы активизируете его лексический запас, совершенствуете грамматический строй речь и развиваете его связную речь.
Основные правила выполнения задания
Родителям важно помнить о том, что при выполнении домашних заданий необходимо соблюдать определенные рекомендации, которые позволят более эффективно расходовать время домашних занятий.
Вот основные из них:
- Ни в коем случае нельзя принуждать ребенка к занятиям, иначе он будет воспринимать их как повинность. Лучше все делать в игровой форме, ведь именно такой формат наиболее эффективен в детском возрасте.
- Место для домашних занятий должно быть хорошо освещено (естественным источником света или светильниками).
- Время для занятий тоже имеет значение. Это не должно быть раннее утро, потому что в это время ребенок будет элементарно не выспавшимся и находиться в сонном состоянии. Слишком эмоциональные и шумные игры лучше не проводить поздним вечером, потому что это может нарушить сон ребенка. Оптимальное время – днем, после прогулки или через час после приема пищи.
- Среднее время занятий – 15-20 минут. Не нужно перегружать ребенка, делая занятие часовым – так он быстро потеряет интерес к этому. В идеале разбить занятия по 15-20 минут по 2 раза в день.
- Если вы заметили, что ребенок все-таки потерял интерес к выполнению заданий, то не нужно принуждать его. Просто отложите занятие на время, вернувшись к нему через какое-то время.
- Само задание следует прочитать перед его выполнением, а также обсудить его с самим ребенком.
- Артикуляционную гимнастику необходимо проводить перед зеркалом.
- Ребенка всегда нужно поощрять за правильно выполненное задание.
- Помните, что ваша речь сама должна быть правильной. При этом не нужно акцентировать внимание на речевых недостатках самого ребенка. Но если изучаемый звук находится на этапе автоматизации, то в случае ошибок при его произношении, необходимо ненавязчиво напоминать ребенку о его правильном произношении.
- Никогда не выполняйте задание за своего ребенка и помогайте ему только в том случае, если ему действительно необходима ваша помощь. Если все делать за него, то никакого эффекта в плане коррекции его звукопроизношения, ждать не стоит.
- Лучше начать выполнение с более простых заданий, постепенно переходя к более сложным. При этом если вам что-то непонятно или ребенок не справляется с заданиями, то обязательно нужно проконсультироваться с логопедом.
Родителям необходимо проявлять свое терпение и доброжелательность по отношению к своему ребенку. Если вы будете нервничать или срываться на него, то у него просто сработает защитный рефлекс. Он подсознательно будет ощущать, что за невыполнение заданий его смогут обругать. Вряд ли такую атмосферу можно назвать комфортной для ребенка.
В домашние задания от логопеда могут входить:
- Задание на развитие направленной струи воздуха.
- Задание на развитие мышц артикуляционного аппарата.
- Задание на автоматизацию звуков.
- Лексико-грамматические игры и упражнения.
- Задания на развитие связной речи.
- Задание на развитие мелкой моторики.
Задания на подготовку руки к письму и закрепление навыков чтения.
Устранение речевых нарушений – это длительный и сложный процесс, поэтому здесь очень важна совместная роль логопеда и родителей ребенка, которые должны принимать активное участие в коррекционном процессе. Только так можно добиться скорейшего устранения дефектов речи в дошкольном возрасте, а значит, и подготовить ребенка к дальнейшему обучению в школе.
авторизуйтесь