Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Человеческая психика – это чрезвычайно гибкая, самовосстанавливающаяся и приспосабливающаяся система. Но у психики есть свои слабые стороны и определенные границы выносливости. Что с ней будет, если человек в течение длительного времени будет испытывать сильные стрессы, при этом такие психотравмирующие ситуации будут превосходить своеобразный «порог выносливости»?
Даже нормальная психика в таких условиях начнет давать сбои, которые будут выражаться в не совсем адекватном поведении. Далее включаются защитные механизмы психики, которые срабатывают как своеобразный «предохранитель», защищая систему от полного разрушения. В этом случае уже можно говорить о первых признаках аддиктивного поведения.
Аддиктивное поведение - что значит?
Аддиктивное поведение – это одна из форм девиантного поведения, которая выражается в уходе от окружающей реальности. Этот уход реализуется с помощью искусственного изменения психического состояния.
К аддиктивному поведению традиционно относятся: злоупотребление спиртным, табакокурение, наркомания (химическая аддикция). К нехимической аддикции относятся азартные игры, интернет-зависимость и другие формы.
Проблема аддиктивного поведения у детей и подростков
Проблема раннего начала употребления алкоголя, наркотиков и различных психоактивных веществ все чаще встречается у учащихся разных классов. Особая опасность употребления ПАВ в детском и подростковом возрасте заключается в том, что для этого контингента характерно более быстрое развитие физической и психологической зависимости, чем у взрослых.
Сегодня решить проблему профилактики детского курения, алкоголизма и употребления ПАВ не так просто, даже учитывая существующий мировой опыт. Сами дети и подростки в качестве причин такого аддиктивного поведения озвучивают:
- конфликты в семье;
- элементарная скука;
- желание попробовать в этой жизни как можно больше;
- стремление «не отбиваться от коллектива» (часто первая сигарета или выпитый алкоголь случаются в компании друзей, которые ранее уже употребляли спиртное или курили);
- желание расслабиться, либо из-за простого любопытства или по незнанию;
- из-за давления со стороны более старших подростков;
- такое поведение часто является протестом против родителей;
- аргумент о том, что это сейчас «модно».
Из этого списка понятно, что большая часть из них – это социальные причины. В результате эта «псевдожизнь» постепенно начинает доминировать над реальной, частично или полностью вытесняя ее. И здесь особенно актуальным является утверждение о том, что «болезнь легче предотвратить, чем лечить», поэтому нужно использовать проверенные методы профилактики аддиктивного поведения у несовершеннолетних детей.
Эффективные программы по профилактике аддиктивного поведения
В школе есть ряд уникальных возможностей для эффективной профилактики аддиктивного поведения. Школа сможет:
- Сформировать принципы здорового образа жизни в процессе обучения.
- Формировать самооценку и уровень притязаний детей и подростков.
- Проводить работу с семьями учеников.
- При необходимости привлекать психологов, медиков и других специалистов для проведения профилактических мероприятий.
Выделяют несколько видов профилактической работы:
- Первичная. Включает меры, которые направлены на то, чтобы проблема не появилась.
- Вторичная. Меры, направленные на то, чтобы как можно быстрее обнаружить, остановить или изменить к лучшему течение проблемы или болезни.
- Третичная. Подразумевает замедление или остановку течения проблемы или болезни, даже если основное патологическое состояние сохраняется.
Именно первичная профилактика предполагает комплекс превентивных мероприятий, которые направлены на предупреждение мотивов употребления алкоголя, ПАВ и табака. Именно она направлена на молодежь, чтобы не допустить предпосылок к возникновению у детей и подростков аддиктивного поведения.
Основные формы первичной профилактики
К основным методам первичной профилактики относятся:
- Лекции. Это традиционный метод обучения, который представляет из себя монолог преподавателя с минимальной долей обсуждения.
- Беседа. Представляет собой активный метод получения информации, который предполагает ответы на вопросы, которые ставит педагог при общении.
- Брейнсторминг. В ходе «мозгового штурма» все участники по очереди высказывают мнения по какому-либо поводу, а ведущий фиксирует их без первоначальных комментариев. Далее все ответы группируются, происходит обсуждение и вырабатывается единое мнение.
- Тренинги. Это разновидность обучения, которая предполагает непосредственное проживание и осознание опыта. Тренинг предполагает непосредственный контакт с изучаемой реальностью, т.е. практику, а не только теорию.
- Игровые методы. Они позволяют преподнести и укрепить знания в более яркой форме и непринужденной обстановке. Для детей именно игра является одним из основных видов деятельности, поэтому они хорошо воспринимают материал, который подается им путем игровых методов.
Сам термин «профилактика» подразумевает определенный комплекс мероприятий, цель которых заключается в предотвращении появления и развития определенного явления в обществе. В данном случае, речь идет о тех проявлениях, которые принято относить к аддиктивному поведению. Основная задача в том, чтобы создать вокруг детей такое общество, в котором у них попросту не возникнет интереса к употреблению алкоголя и ПАВ.
авторизуйтесь